Где находится дорога гигантов. Дорога легендарных гигантов. Легендарные загадки и научные отгадки

Дорога гигантов простирается вдоль берега на 275 м, кроме того, на 150 м заходит в море. Геологи определяют возраст колонн в 60 млн. лет! Несмотря на это, они находятся в прекрасном состоянии, практически не разрушены и до сих пор радуют великолепием приезжающих сюда туристов.

Здесь можно увидеть живописные пещеры, некоторые можно осмотреть с суши, другие - только с моря, посетить разрушенные замки и прелестные песчаные бухты. Замок XIII века Данлус-Касл стоит на скале, соединенной с материком мостом над пропастью, на дне которой плещет море. Замок Дансеверик-Касл - более раннее фортификационное сооружение к востоку от Дороги великана, а на востоке стоит замок XVI века Кинбейн-Касл. Летом сюда каждый день можно добраться на круизном катере до острова Ратлин в пяти милях от Билли-Касла. Интереснее всего здесь Брюсова пещера, где в 1306 году Роберту Брюсу, королю Шотландии, наблюдавшему за пауком, вновь сплетавшим свою паутину, пришла мысль отвоевать свое королевство и вновь стать повелителем.

Легенда возникновения каменных призм

По древней кельтской легенде каменные призмы на берегу Ирландского побережья построил сказочный герой, великан Финн Мак Куммал. Как-то раз он захотел помериться силами с одноглазым Голом, проживающим на острове Стаффа, расположенным по другую сторону пролива. К своему сожалению, Финн Мак Куммал очень боялся воды, а подходящего средства, на котором можно было бы переплыть водное пространство, у него не нашлось. Тогда он решил построить дорогу через море прямиком к острову Стаффа. Мостил он ее 7 суток, перетаскивая граненые колонны, всаживая их глубоко в землю и плотно прижимая друг другу, чтобы они не прогнулись под тяжестью его тела.

По завершении строительства великан сильно утомился и решил отдохнуть перед сложным боем. В это время циклоп заметил каменный мост, невесть откуда взявшийся посреди моря. Он почуял опасность и решил напасть на своего врага первым. Перейдя через мост, он отыскал жилище и начал ломиться в двери. Несдобровать Финну Мак Куммалу, если бы не находчивость его жены. Она замотала мужа в простынку и только после этого запустила циклопа в дом. На разъяренные вопли женщина спокойно ответила, что хозяина нет дома, а в колыбельке спит их сын. Гол не на шутку перепугался, увидев размеры ребенка и представив рост его отца. Он в ужасе бежал с острова, разрушая за собой построенный мост, чтобы враг не настиг его.

Древняя постройка

Некоторые исследователи считают, что ирландские колонны – творение древних людей. Ведь подобная постройка не единственная в своем роде. Ее можно сравнить со «Стеной Адриана» – великолепным римским памятником, построенным во II веке н.э. в Великобритании. Длина его составляла 130 км, высота – 5 км, а ширина – 6 км. Похож на обе эти постройки и знаменитый Стоунхендж в Англии, который был сделан из огромных каменных глыб 5 000 лет назад.

На дне Тихого океана ученые обнаружили целый исчезнувший город, сооруженный в основном из обтесанных шестигранных плит, которые очень сильно походили на ирландские колонны.

Из всего вышесказанного следует вывод, что технически люди древности имели возможность строить внушительные по размерам каменные сооружения.

Мнение ученых

Ученые же объясняют ирландское чудо очень просто. Миллионы лет назад, образовавшаяся после извержения вулканов магма, начала застывать. Когда подобные процессы происходят на морском побережье, то сверху слой магмы распадается на геометрически правильные шестигранники. Затем процесс кристаллизации углубляется внутрь и порождает граненые базальтовые колоны. Вот такое обычное объяснение у одного из самых, казалось бы, загадочных сооружений нашего века.

Некоторое время назад «Дорога гигантов» была признана четвертым чудом света в Великобритании (по материалам газеты Times). Эти древнейшие образования защищены ЮНЕСКО и принадлежат Национальному фонду.

Факты про Дорогу Гигантов

  • Время образования: Дорога гигантов появилась около 60 млн лет назад.
  • Число базальтовых колонн: Около 40 000.
  • Высота и размеры: Самая высокая -12м, самая широкая -25 м толщиной.
  • Достопримечательности: Каминные трубы, Орган великана. Флейта великана, Великаний сапог и Пастушья лестница.

Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Уникальный природный памятник, состоящий из более чем 40 тыс. базальтовых и андезитовых колонн, образовавшихся в результате древней вулканической активности. Тесно прижатые друг к другу, шестиугольные в плане колонны образуют некое подобие мощеной дороги, спускающейся с холма на побережье Козвей-Кост и исчезающей в море.


Расположено это природное чудо в Северной Ирландии. Большинство столбов имеют высоту от 6 до 12 метров и так тесно примыкают друг к другу, что в трещину между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Вулканические базальтовые отложения образуют не только дорогу, но и живописные утесы по всему Козвей-Кост. Большинство из этих утесов имеют собственные названия. Так, здесь находится скала Арфа, Гроб Великана и даже Ткацкий станок Гиганта.


Некоторые отдельно стоящие столбы издали, с моря можно принять за печные трубы какого-то гигантского замка. Именно это почудилось одному из кораблей «Непобедимой Армады», затерявшегося в этих водах после ее разгрома. Несчастные испанцы долго обстреливали пустынный берег, считая, что осаждают хорошо укрепленный форт.


Происхождение Дороги Гигантов и ее название объясняет местная древняя легенда. Она гласит, что в незапамятные времена герой Ирландского эпоса великан Финн Мак Кумал решил сразиться с другим страшным одноглазым великаном Голлом, который жил на противоположном берегу Ирландского моря, то есть в Шотландии. Чтобы не пересекать море вплавь, Финн решил построить большой мост из базальтовых скал. Когда работа была завершена, утомленный Мак Кумал возвратился домой и крепко заснул прямо на берегу.
Пока он спал Голл решил упредить удар и сам перешел по построенному мосту через море. Жена Финна, увидев одноглазого, решила победить противника не силой, а хитростью. Она сказала Голлу, что мужа нет дома, а на берегу спит их младенец-сын. Чтобы еще больше напугать непрошенного гостя, женщина предложила ему отведать пирожков, в каждый из которых была запечена железная сковорода. Пока Голл, ломая зубы, пытался откусить кусочек угощения, женщина предложила точно такой же своему «младенцу», но так как он был без железной начинки, Финн, не просыпаясь, с легкостью сжевал его.
Еще раз взглянув на «младенца», без всяких проблем жующего железные пирожки, и представив себе, какого роста и силы должен был быть его отец, Голл ужаснулся и предпочел без боя убраться восвояси. А чтобы огромный Финн вдруг не решил его преследовать, одноглазый разрушил за собой мост.


Сегодня местность вокруг Дороги Гигантов считается Национальным заповедником, а сама дорога занесена в список объектов Всемирного культурного наследия. Несмотря на столь солидный статус, доступ к этому природному сооружению открыт для всех желающих. Туристам и любителям экстрима разрешается сколь угодно долго бродить по тропе или взобраться на любую приглянувшуюся скалу. Добраться сюда тоже не так сложно, ближайший город Бушмилс находится всего в трех километрах и оттуда до Дороги Гигантов курсирует небольшой туристический паровозик.

Тропа Великанов (Giants Causeway) – самая известная достопримечательность Северной Ирландии.

Я давно хотела ее увидеть, и для меня Тропа Великанов стала самым сильным впечатлением от всей .

Представьте себе скалистый берег, обрывающийся в сторону моря, который состоит из отдельных базальтовых граненых колонн, тесно прижатых друг к другу. Колонны преимущественно шестигранные. Иногда в основании колонны почти правильный шестиугольник, иногда перекошенный — и не шести-, а восьми- или пятиугольник.

Образовались колонны в результате серии вулканических подвижек, остывания и горизонтального сжатия лавы, в составе которой был базальт.

Колонны имеют разную высоту. Их скопления образуют фигуры, например, в виде органа, частокола, пьедестала, лестницы. А самый примечательный участок представляет собой вымощенную дорогу, уходящую в море и скрывающуюся под водой.

Собственно, этот участок и называется Мостовой Гигантов, или Тропой Великанов.

Тропа Великанов (Giants Causeway) и побережье Causeway Coast в 1986 году были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Легенда о происхождении Мостовой Гигантов

Существует местная легенда о возникновении этой мостовой. Она повествует о двух великанах, которые хотели помериться силой.

Один из них – ирландец Финн Мак Кул (Finn McCool), другой – шотландец Голл. Чтобы встретиться с соперником, Финн Мак Кул проложил через Ирландское море дорогу из вбитых в морское дно столбов. Прокладка дороги так утомила великана, что он крепко уснул.

А в это время Голл по проложенной через море мостовой перебежал в Ирландию, чтобы сразиться силой с соперником. Хитрая жена Финна выдала своего спящего мужа за их крошку-сына, и Голл, убоявшись встречи с отцом такого великана, убежал прочь, разрушив за собой дорогу. Остался только маленький кусок мостовой.

Тропа Великанов – как добраться

Находится Тропа Великанов на севере острова Ирландия, в сотне км от , в 3 км от городка Бушмилс .

Как добраться:

На машине – по дороге B147 Causeway road.

На общественном транспорте — от Белфаста на поезде до Колрейна, потом на автобусе 172.

В Белфасте в местных турагентствах можно заказать экскурсию (есть даже экскурсии из Дублина).

Посещение Тропы Великанов

Тропа открыта с 9 часов утра, а закрывается в зависимости от сезона:

  • январь, февраль, ноябрь, декабрь – в 17
  • март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь – в 18
  • июль, август – в 19. Последний вход – за час до закрытия.

Вход на территорию Национального парка осуществляется через Туристический центр. В нем размещен музей, туалет, кафе, сувенирный магазин и кассы.

Билет на территорию Национального парка Giants Causeway для взрослого стоит £10.50 (ребенок – за полцены).

Вместе с билетом выдается схема маршрутов и аудиогид.

В аудиогиде большого смысла нет. В схеме, честно говоря, тоже. Все интуитивно понятно. Когда я готовилась к поездке, то читала, что вдоль скал есть несколько маршрутов, которые делятся по уровню сложности. На самом деле, сложность везде примерно одинаковая, и за пару часов вы пройдете все маршруты, отмеченные на этой карте.

Логика такова: сначала все идут по нижней тропе вдоль моря. Там же ходит автобусик, который довозит непосредственно до Тропы Великанов. От офиса это примерно 800 метров. Однозначно надо идти пешком (если можете), потому что дорога красивая, а автобус едет быстро — не успеете ни сфотографировать, ни полюбоваться..

После Тропы Великанов дорога еще некоторое время идет вдоль моря, а потом начинается серпантин, который выводит на верхнюю тропу. Далее желающие идут вдоль скал по верхней тропе: сначала на восток, потом возвращаются к офису. За офисом тоже есть участок тропы, который ведет на мыс. С мыса можно посмотреть на Тропу Великанов с другого ракурса.

Прогулка по Национальному парку

Утром мы выехали из Белфаста и через пару часов уже подъезжали к Национальному парку Giant’s Causeway.

Погода стояла пасмурная. Я читала, что здесь частенько идут дожди, и фотографии с Тропы Великанов мне обычно попадались с дождями.

Туристический центр вписан в скалу и окружен по периметру темными колоннами, имитирующими базальтовые колонны на Тропе Великанов.

Первый участок — вдоль моря

Пройдя через Туристический центр, спускаемся вдоль скал по дороге.

Пока ещё всё выглядит обыкновенно, но уже появляются странноватые, словно бы упорядоченные камни.

Мостовая Гигантов

И вот она – Мостовая Гигантов . Верхушки колонн образуют подобие брусчатки. В большинстве случаев колонны разного уровня, но местами они выравниваются и сливаются в единую поверхность.

Побережье состоит из многочисленных граненых столбиков. В буклете написано, что здесь свыше 40 000 базальтовых колонн.

Нога — для масштаба колонн

Вот такая замощенная дорога

Сбоку Мостовая выглядит следующим образом

Тропа забирает все выше

По крутой Лестнице Пастухов поднимаемся на край утеса

и оказываемся на зеленом лугу с пасущимися телятами.

Вид на Мостовую, уходящую в море

Хорошо видна тропа, по которой мы поднимались. Тропа посередине склона уходит вдаль и ведет к так называемому Органу – скальному участку с рядом высоких колонн. Но в наше время проход к Органу был закрыт, мы его видели только сверху.

Верхняя тропа

то среди вересковых полей,

то приближается к краю обрыва.

Отсюда Мостовая Гигантов смотрится острым мысом. За ней из воды выглядывает зеленая «голова динозавра»

От видов захватывает дух, и хочется идти все дальше и дальше, следуя изгибам, спускам и подъемам береговой линии. Подобное воодушевление я испытывала в Нормандии, на . Кстати, и погода разгулялась.

«Органные трубы»

Вереск и колокольчики среди травы

К сожалению, в какой-то момент пришлось поворачивать назад. Вернувшись к Тропе Великанов, мы посмотрели на нее сверху. Народу значительно прибавилось.

Автобус до Мостовой Гигантов. Справа вверху — отель Causeway Hotel. Вдалеке (слева) виден большой песчаный пляж — скалы сошли на нет.

В завершение мы еще прогулялись на это плато

Там стоят лавочки для пикника. Так что, если вы припасли бутерброды, то можно здесь и перекусить.

Этим и закончилась наша прогулка. На музей, кафе и сувениры времени не осталось. Хотелось по максимуму использовать время на прогулку вдоль скал. А в 14 часов у нас был паром в Шотландию.

Так что, если судьба занесет вас в Северную Ирландию, постарайтесь добраться до этого уникального побережья. И, может быть, даже с ночевкой.

Достопримечательности рядом с Тропой Великанов

Около Тропы Великанов, рядом с информационным центром есть отель Causeway Hotel.

Если вы приехали с ночевкой, то можете пройти весь Causeway Coast Way (33 мили) – красивейший маршрут вдоль побережья. Также неподалеку (в 15 км к востоку от Тропы Великанов) находится еще одна достопримечательность – веревочный мостик Carrick-a-Rede Rope Bridge , натянутый между двумя скалами над проливом. Мостик служит хорошим дополнением к Тропе Великанов: как правило, эти две достопримечательности смотрят вместе.

Можно также съездить к руинам замка Данлюс (Dunluce castle) , построенному на скале. Он находится в 8 км к западу от Тропы Великанов. Замок послужил прообразом замков Кэр Паравель в “Хрониках Нарнии” и Пайк в «Игре Престолов».

И напоследок стоит заглянуть в Олд Бушмиллс (Old Bushmills) — самую старую вискокурню в мире (виски там стали производить в 1608 году), в которой можно посмотреть процесс производства виски, продегустировать и прикупить местный напиток. Изображение этой вискокурни есть на 10-фунтовой купюре, которая печатается в Северной Ирландии.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -


Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Тропа гигантов - так называется необычное место на берегу Атлантического океана в Северной Ирландии. Здесь стоят 40 тысяч огромных базальтовых колонн плотно прижатых друг к другу. Их поверхность словно образует гигантскую тропу, ведущую от океана к большому вулкану.

Именно благодарю извержению этого вулкана несколько десятков миллионов лет назад, по мнению учёных, и появилась необычная природная конструкция. Необычная форма колонн объясняется химическим составом лавы, которая при затвердевании сжималась. Шестигранные каменные столбы - самая странная структура, порождаемая застывшей лавой. Долгое время учёные ломали голову, почему порода приобрела именно вид многоугольных столбов. В настоящее время доказанной считается гипотеза, что такой их вид связан с чрезвычайно медленным остыванием расплавленного вещества, и его постепенным сжатием. Аналогичным с этим процессом учёные называют высыхание мокрой грязи или глины, так же растрескивающейся, и образующей причудливый узор.

Большинство колонн имеют шесть, семь или восемь граней, и всего одна - три. Их высота в среднем составляет около 6 метров. Столбы настолько плотно прижаты друг к другу, что между ними сложно даже просунуть тонкий нож. Общая площадь необычного объекта, являющегося одним из самых популярных туристических мест Ирландии, составляет 4,5 тысячи квадратных метров (300 на 500).

Впрочем, название "Тропа гигантов" говорит нам о том, что история её появления описывается и в местных легендах. Согласно им, дорогу в древние времени, когда Землю населяли огромные люди, построил ирландский великан Финн Мак Кумал от своего дома на побережье до крепости своего врага, находящейся на Гебридских островах. Придя к нему, он обнаружил, что соперник намного крупнее и, стало быть, сильнее его. Финну пришлось спасаться бегством. Вернувшись домой, он попросил свою супругу запеленать его как младенца и положить на берегу. Увидев такое "гигантское дитя", его враг подумал, что с папашей такого огромного младенца лучше не встречаться, и вернулся домой, попутно разрушив за собой каменную дорогу через океан.

Каково бы ни было происхождение Тропы великанов это место уже давно считается одним из живописнейших в мире. Оно вдохновило не одного писателя и художника на создание романтичных произведений. В 1986 году Тропа великанов была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а через год она стала национальным заповедником Северной Ирландии.



Copyright © 2024 Туристический портал - Weekendincity.