Город святого петрония на карте италии. Галопом по европе. Церковь Santi Bartolomeo e Gaetano

К западу от Болоньи, на Сторожевом (Караульном) холме находится церковь, которая представляет живейший интерес для паломников из многих стран: ведь там находится чудотворная икона, написанная, по преданиям, самим евангелистом Лукой.

Предыстория

Согласно древним легендам, одинокий паломник-отшельник из Греции держал путь в Константинополь. Встретившись с константинопольскими монахами, отшельник получил от них задание – отнести святую икону с изображением Пресвятой Девы на Караульный холм . Икона эта была наиболее почитаема, ведь автором этого изображения, по легендам, являлся сам апостол Лука.

Где находится холм, паломник не знал. Прибыв в Рим, он начал расспрашивать верующих людей – где Караульный холм. Ему было указано на пригород Болоньи , куда паломник и направился, неся свою драгоценную икону.

Случилось это в конце XII века. А для хранения святыни решено было заложить на холме церковь и назвать ее именем иконы – Мадонна ди Сан-Люка.

История строительства

Начало строительства Madonna di San Luca пришлось на середину XII века, когда на холме в 1160 году сначала была заложена крохотная часовня для хранения иконы (ухаживали за ней две набожные женщины – сестры Аццолини и Беатриче Гуеци). Немного позже, в 1193-1194 году здесь появилась церковь побольше.

Спустя несколько веков, в 1480 году здание настолько обветшало, что решено было его реставрировать . Для этого были собраны частные пожертвования в среде верующих, и в 1481 году, спустя год после начала реставрации, здание было полностью обновлено. На стенах галереи, ведущей к храму, можно увидеть таблички с именами тех, кто внес значительные пожертвования на реставрацию.

Чуть позже, спустя несколько лет, болонские монахини-августинки перешли в доминиканский монашеский орден, и специально для них неподалеку от базилики Мадонна ди Сан Люка в был выстроен женский монастырь святого Матфея; монахиням из этого монастыря была поручена забота о святыне и о самой церкви .

В 1433 году икона явила первое чудо: когда после многодневных проливных дождей, грозивших затопить город, священники с иконой в руках совершили ход по улицам Болоньи, дождь внезапно прекратился. Это событие названо в документах как «чудо дождя». После этого происходит расцвет интереса к церкви на холме.

Завершение строительства храма относится к 1764-1765 годам (под руководством архитектора Карло Франческо Дотти). Спустя 5 лет к основному зданию в стиле барокко были пристроены боковые галереи и трибуны, оформлен фасад храма (работа Джованни Джакомо Дотти) и выполнены работы над куполом. В 1815 году отреставрированы мрамором алтари (по эскизам Анджело Вентуролли), а работы над куполом (реставрация и отделка) были завершены уже в XX веке (1923-1950).

В 1874 году власти Болоньи объявили церковь Мадонны ди Сан-Люка национальным достоянием, выделяя средства на реставрацию и поддержание базилики.

На страницах нашего сайта вы также узнаете о — старейшем из университетов мира, существовавших еще в Средние века!

А вы знаете, что в Болонье есть свои Падающие башни? Об этой достопримечательности города расскажем .

Описание достопримечательности

Архитектурный стиль Madonna di San Luca в большей степени можно определить как барокко. Основная часть здания представляет собой овальный тибурий (многоугольный восьмигранный цилиндр). Здание венчает большой купол, а фронтон поддерживается круглыми пилястрами.

Внутри храм по форме представляет собой эллипс, а в конце главного зала в форме греческого креста расположен Главный алтарь , капелла Пресвятой Богородицы.

Внутри Храм украшен фресками на религиозную тематику: в главной капелле находятся фрески, автором которых является Витторио Мария Бигари; купол расписан Джузеппе Кассиолли, а в других капеллах можно увидеть фрески Гвидо Ренни, Джузеппе Мацца и других мастеров. Церковь украшена и скульптурами – над ними трудился Бернардино Каметти (особо примечательны статуи Святого Луки и Святого Марка).

Центральное место в храме отводится, конечно, иконе Девы Марии с ее Младенцем. Она находится на невысоком постаменте в обрамлении из серебра и драгоценных камней.

Икона считается чудотворной – первое чудо случилось в XV веке («чудо дождя»), а после этого описывались случаи исцеления у иконы от различных болезней и хворей. Есть и еще одно поверье: стоя у иконы, загадать три желания – и они непременно сбудутся.

Раз в год, перед пятым воскресеньем после Пасхи, икону выносят из церкви , проносят по крытой галерее, совершая Крестный ход, и передают ее с молитвами в .

А в праздник Святого Вознесения икона торжественным ходом возвращается в храм Мадонна ли Сан Люка.

Из Болоньи (а точнее – от Сарагосских ворот) до храма ведет крытая галерея (самая длинная в мире), протяженность которой около 3,5 километров. Часть галереи пологая, равнинная, а часть – высотная, со ступеньками. В конце XVI века (1586) дорога внутри перехода была вымощена камнем.

В галерее 666 крытых арок, а путь заканчивается у ворот Церкви Мадонна ди Сан-Люка . Служители церкви считают этот путь весьма символичным – мол, божественные силы всегда будут побеждать дьявольские намерения.

С этим крытым переходом тоже связана своя легенда: если паломник желает искупить свои грехи – ему нужно подняться по крытой галерее пешком, и только преодолев весь путь в смирении и молчании, ему будут прощены все его прегрешения.

Ранее, до 70-х годов XX века, сюда вел небольшой подъемник, сейчас этот путь желающие попасть к святыне преодолевают пешком.

Для тех, кому затруднителен длительный пеший подъем, между городом и Церковью курсирует микроавтобус (стоимость поездки – 2,6 евро) .

Легенды

Но была ли история такова, какой нам ее описывают путеводители? Историки предприняли попытку подтвердить документально события XII века , но однозначного ответа получить так и не смогли.

В болонских архивах был найден документ, датируемый концом XII века, гласящий о том, что болонский епископ Джерардо Грасси поручил сестрам Гуецци – Беатриче и Аццолине – заботы о чудотворной иконе, полученной им от греческого паломника по имени Teocle Kmnya.

Привет, любители путешествий! Сегодня мы расскажем об одном из прекрасных городов Эмилии-Романьи, который оказался для нас «зачарованным». Город, через который мы проезжали 4 раза и ни разу не вышли. В эту поездку мы решили «разбить чары» и пожить в нём хотя бы пару дней. Теперь мы рассмотрели все достопримечательности Болоньи и хотим рассказать о них вам.

Итак, Болонья – город на севере Италии, регион Эмилия-Романья. По площади сравним с нашей Калугой (170,5 км²) и с государством Лихтенштейн (160 км²). Площадь Болоньи 140,73 км², но назвать её городком, честно говоря язык не поворачивается. Настолько здесь всё грандиозно.

Болонья — город арок, крытых галерей, спасающих от горячего итальянского солнца, башен и величественных зданий. На осмотр города стоит запланировать 2 дня. На более подробный (c посещением музеев, галерей, изучения фресок) 3-4 дня.

Стоит учесть, что в Болонье много ресторанов и ресторанчиков с очень вкусной национальной кухней.

Гуляя по её улицам и площадям приходится всё время задирать голову, — настолько масштабно и щедро строили итальянцы здания этого города. Не только башни и соборы, но и дома знати, которыми гордится центр Болоньи, поражают воображение и не влезают в объектив.

Размах

Каждый раз, настраивая свой Canon для очередного снимка, Галя ворчала: «Ну кто так строит». Не предполагали жители Болоньи, что спустя всего 400 лет мы будем принимать немыслимые позы и крутить свои камеры, чтобы сделать нормальный снимок здания.

К началу XX века Болонья всё ещё сохраняла вид средневекового города.

Сейчас Болонья крупный промышленный центр и основной транспортный узел северной Италии.

В свою по Италии мы останавливались в и оттуда выезжали в Венецию и , каждый раз делая пересадку в Болонье. Почему не вышли и не погуляли по городу? Послушали знакомых, которые весьма уверенно заявили: «Болонья? Да что там делать? Пыльный промышленный город».

Да, город не маленький, но делать есть что. И, конечно, есть, что смотреть. Просто нужно сразу отправляться в центр города. Туда, где расположены старые площади, соборы и самый первый в Европе университет.

Побывав в Италии 3 раза, я сомневаюсь, есть ли в этой стране хоть один город, в котором нечего смотреть.

История

Болонья основана этрусками примерно к 510 году до нашей эры и называлась тогда Фельсина.

В IV столетии до нашей эры его захватило племя бойев. Вот как раз тогда город получил название похожее на современное – Боннония – по имени племени.

Расцвет Римской империи принес расцвет и городу. Небольшая, удобно расположенная римская колония росла и развивалась, став к средним векам одним из богатейших городов Италии.

Пьяцца Неттуно в Болонье. Начало 20 века

В Средневековье здесь происходило много интересного:

  • Была отстроена церковь Св. Стефана
  • Город был отдан под власть короля лангобардов Луитпранда
  • Карл Великий сделал Болонью свободным городом. С тех пор на гербе красуется слово «libertas» (свобода).
  • Получив статус свободного города, Болонья стала активно развиваться.
  • Здесь основали первый европейский университет — Студио.
  • К середине XIII века был принят закон, отменяющий крепостное право. (!)
  • Весь XV век истории города ознаменовался внутренней борьбой за власть.
  • XVII столетие принесло городу славу интеллектуального центра Европы.

Университет. Вход одного из факультетов



Один из внутренних садиков университета

Сюда, в Болонский университет, приезжали учиться молодые люди со всей Европы. Был среди них и Н. Коперник.

Здесь учился Н. Коперник

У Болонского университета была одна интересная особенность. Преподавательский состав выбирали сами учащиеся, а точнее члены студенческой корпорации. Неугодного преподавателя они даже могли уволить.

К 1881 году, когда выросло значение Болоньи, как железнодорожного узла, был составлен и подписан план развития города. Тогда была разрушена часть стен, прорублены новые улицы. По ним мы и предлагаем сейчас прогуляться.

Прогулка по Болонье

Начнем с центра.

  • Сердцем Болоньи считаются две смежные площади – Пьяцца Неттуно или площадь Нептуна и Площадь Маджоре (Piazza Maggiore).
  • Пьяцца Неттуно легко узнать — с XVI века здесь красуется фонтан Нептуна, творение Джамболонья.

Здесь же находятся два величественных здания:

  • Рalazzo di Re Enzo -дворец готического стиля
  • Рalazzo del Podestà (Палаццо дель Подестà), здание реконструированное к концу XV столетия в стиле Ренессанса.

Пьяцца Маджоре известна своими размерами и зданиями, окружающими её. Именно на эти площади выходят фасады самых знаменитых палаццо города.

На Пьяцца Маджоре или Большой площади находятся:

  • Рalazzo dei Notai, построенное для общества Нотариусов к 1411 году

  • Палаццо деи Банки (Рalazzo dei Banchi). Этот дворец, был построен для городских банков к 1412 году.
  • Также на Большую площадь выходит фасад базилики Святого Петрония.

Базилика Святого Петрония

  • Обратите внимание на декор дверей. Наружные барельефы, повествующие об истории сотворения мира — работа мастера Якопо дела Кверча.

Барельефы над входом

  • Гордость и ценность внутреннего убранства базилики — прекрасно сохранившимися фрески Джованни да Модена и работы Джулио Романо.

Здание величественное, внутри большое, богато украшенное, с двумя красивыми (по звуку) органами. Мы послушали «случайный» концерт — днём пришёл органист. То ли репетировал, то ли не знаю что делал, но периодически привставал и махал ручкой знакомым.

Базилика Святого Петрония. Вид со смотровой площадки

Так вот, Базилику Святого Петрония часто называют Домским (Кафедральным) собором. Однако это не так. Главный собор города — собор Святого Петра (Сан Пьетро). О нём мы ещё расскажем.

Петроний же — был епископом Болоньи в V век. После смерти его причислили к лику святых. Святой Петроний — покровитель Болоньи.

Интересные и парадоксальные факты о базилике:

  • Задание было построено на деньги горожан и, в отличие от других религиозных сооружений, не являлось церковным проектом. Это символ коммунальной власти.
  • В базилике проходили службы и коронования, здесь хоронили достойных людей города. Только в 1929 года собор официально отошёл церкви.
  • Освящение храма прошло в 1954 году (!)
  • В 2000 году в соборе были захоронены останки Святого Петрония.

Это не единственный парадокс Болоньи, есть ещё одна интересная история, связанная с дворцом палаццо Коммунале. Но пока вернёмся к базилике Святого Петрония.

В храме 11 капелл, украшенных витражами, скульптурами, фресками. В одной из капелл храма находятся фрески Джованни да Модены (Рай и Ад, Странствия волхвов).

  • Кроме размеров и богатого убранства, внутри собора есть очень точные солнечные часы (меридиан).

Это самый длинный из существующих в мире меридианов. Великий астроном средневековья Джованни Доменико Касини — житель Болоньи, преподаватель Болонского университета создал часы в 1665 году. Они так и называются «меридиан Джованни Кассини».

Одна из частей меридиана

Солнечные часы «меридиан Кассини» — это дуга, прочерченная в плитах пола собора. Её длина 66.8 м -1/600000 земного меридиана. На разных её участках изображены знаки Зодиака.

Если поднять голову вверх, то на потолке видна дырочка. Насколько я понимаю, в этом отверстии вся фишка. Видимо в неё попадает солнечный луч и падает на меридиан, указывая на месяц.

Пока мы слушали органный концерт, в собор входили различные экскурсионные группы. Их подводили к меридиану и рассказывали примерно то, что и я вам рассказала. Но как работают эти сверхточные часы, я так и не разобралась. В соборе большие окна и луч теряется в свете. Может быть отверстие закрывалось цветным стеклом, тогда этот луч был виден?

Кто знает, напишите в комментариях — будем признательны.

Вход в храм бесплатный, за возможность фотографировать внутри плата 2 евро.


  • Ну и наконец, на общую для двух площадей сторону выходит фасад грандиозного Рalazzo Comunale (Палаццо Коммунале).

Это здание, построенное в 1290 году, было реконструировано к 1425 году и выглядит скорее не как дворец, а как могучее укрепление.

Вход во дворец украшен колоннами и балконом. На пьедестале скульптура благословляющего город папы Григория XIII. Над ним каменная плита с высеченными на ней словами: «Divus Petronius Protector et Pater». Перевод: «Божественный Петроний Отец и Защитник». Это ещё одна интересная история города, связанная с Наполеоном.

1796 год. Болонья захвачена войсками Наполеона. По личному приказу командующего солдаты разбивают и уничтожают все скульптуры и изображения пап. Тогда жители города находят хитроумный способ спасти скульптуру папы Гргория XIII (это он в 1582 году принял решение о повышении статуса Болоньи). Они нанимают скульптора, который превращает Римского папу Григория в покровителя города епископа Святого Петрония. Вместо папской тиары на голове скульптуры появляется епископская митра, а в руке посох.

Чтобы никаких сомнений не возникло, они убирают плиту с именем, а над скульптурой водружают мраморную доску с подписью «Божественный Петроний Отец и Защитник». Таким образом Григорий XIII был «спасён». Французская армия покинула город, но ещё 100 лет скульптуру не меняли.

В 1895 году Петроний вновь стал Григорием. Но мраморную доску жители города оставили на память об этом случае. Так что читайте и улыбайтесь, — ошибки здесь нет)

На фасаде здания есть скульптуры. Предполагают, что скульптура орла — работа Микельанджело.

Двор Палаццо Коммунале

  • Здесь же, неподалеку, находится Кафедральный Собор города. Собор Сан-Пьетро.

Первые упоминания о нём относятся к X веку. За свою долгую жизнь здание главного собора несколько раз меняло облик, — пожары и землетрясения разрушали его. Представало оно и в романском, и в готическом стиле. Его достраивали и перестраивали, украшая всё новыми архитектурными деталями и постройками.

Высота центрального нефа сопоставима с высотой центрального нефа ватиканского собора Святого Петра. Внутреннее убранство собора представлено стилем барокко. Над ним работали величайшие итальянские мастера.

Собор действующий. В нём проходят службы.

  • С художественной точки зрения большую ценность представляет также базилика Сан-Доменико.

Здесь находится могила Святого Доминика, а также скульптуры работы Микеланджело и Никколо Пизано.

Вообще церквей на территории города очень много. Здесь есть даже комплекс семи церквей — так называют базилику Святого Стефана.

Базилика расположена на площади св. Стефано (Basilica di Santo Stefano). По преданию раньше здесь находился храм Изиды. Возвели храмы комплекса в средние века.

По задумке св. Петрония (епископа Болоньи) базилика должна была повторить элементы Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Внутри базилики находится несколько храмов:

  • Храм Святого Распятия (ещё одно название — церковь св. Иоанна Крестителя)
  • Храм Гроба Господня — старейший из храмов комплекса
  • Храм Святых Виталия и Агриколы
  • Мартириум

Остальные здания сейчас мы не сможем увидеть. Это последствие неудачных реконструкций.

Еще одно религиозное сооружение, Церковь Мадонны Святого Луки, находится в 5-ти км от центра города на 300-метровом холме.

Это здание выстроили как специальное хранилище иконы Богоматери Одигитрии, которую, по легенде, написал апостол Лука.

Ну и последняя базилика, о которой мы хотим рассказать, — базилика Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi).

Это далеко не самая большая базилика Болоньи, но при этом весьма интересная. Внутри нее сохранился мраморный алтарь Джованни Анджело Монторсоли, фрески XIV столетия и один из лучших в Европе органов.

Башни

Когда-то Болонью называли «городом 100 башен». Башен было даже больше — 180. Город окружала стена. А войти в неё можно было через 12 ворот.

Войны, землетрясения, просто время сделали свое дело, — до наших дней дошло лишь порядка 20 башен.

Одна из них была видна с нашего балкона.

Вид из нашего окна

Исследователи предполагают, что богатые семейства начали возводить башни во время конфликта между церковью и светской властью. Каждая такое сооружение представляет собой бастион, в котором семейство могло жить и размещать своих солдат-защитников.

Какими бы ни были защитные функции этих высоченных крепостей, со временем в средневековой Болонье появился чуть ли не «спорт» — у какой семьи башня выше. Так они и мерялись своими башнями. Оставшиеся сооружения могут служить иллюстрацией человеческого тщеславия.

У каждой башни есть своё имя. Иногда это просто «Часовая башня», а иногда имена башен хранят фамилии своих хозяев.

Архитектурная доминанта города и туристическая достопримечательность — две падающие башни на Площади Порта Равеньяна (piazza di Porta Ravegnana).

Это знаменитые падающие башни Азинелли и Гаризенда. Построенные в начале XII века без соблюдения необходимых технологий, башни продолжают падать и по сей день. Что там Пиза!

  • Высота Азинелли 97 м
  • Высота Гаризенды 48 м

Азинелли самая высокая падающая башня в мире.

Угадайте, что находится в башне сегодня? Конечно — смотровая площадка. Старые деревянные ступени ведут на самый верх, откуда открывается замечательная панорама города. Оттуда, с высоты становится понятно, почему Болонью называли красной.

  • Смотровая площадка открыта каждый день с 9 до 18 часов в летнее время.
  • С 9 до 17 в зимнее время.
  • Вход платный — 3 евро.

Искусство

Помимо прочего Болонья славится своими музеями. Их здесь много. Назовем некоторые.

Национальная пинакотека порадует вас работами местных мастеров XIII-XVII веков, например Франческо Пармиджанино, Мазаччо.

Международный музыкальный музей и библиотека хранят огромное собрание портретов великих композиторов, музыкальных инструментов, различных манускриптов и документов.

В Государственном археологическом музее вы узнаете о прошлом города.



Как видите, достопримечательностей здесь много. Поэтому особенной популярностью пользуются обзорные автобусные экскурсии, которые за короткий срок познакомят вас с самыми значимыми местами Болоньи. Эти автобусы удобны для тех кто хочет побывать в церкви Мадонны Святого Луки.

Мы в Болонье автобусами не пользовались и предпочитали ходить пешком. Зато в , и Потсдаме мы ездили на таких автобусах. Удобный вариант для осмотра большого города.

Фестивали

Интересной традицией стал фестиваль супа. Он проводится каждый год 25 апреля, и принять участие в нем могут все. Даже туристы. Достаточно всего лишь захватить с собой в путешествие кастрюльку на 10 литров. Если ваш суп понравится жюри и зрителям, вы получите золотой половник.

Из более серьезного – фестиваль кино. Проводится летом в пяти кинозалах и площади Маджоре. В нем могут принять участие картины со всего мира.

Мы застали фестиваль итальянского кино. Кинозал выглядел вот так:

Смотреть киноленты могут все желающие.

Как добраться

  • на самолёте

В Болонье есть свой аэропорт Гульельмо Маркони. Из Рима самолеты летают сюда трижды в сутки.

  • на поезде

Из Рима от вокзала Термини в Болонью отправляются поезда. На такую поездку уйдет чуть больше 4 часов.

Кроме того, доехать на поезде можно из Венеции, Флоренции, а также других городов.

  • на автобусе

С римского вокзала Тибуртина ходят автобусы. Так в пути вы проведете 6 часов.

Болонья на карте

Спасибо, за подписки на наш блог. И до свидания!

С уважением, Алла Сутягина

Побывав в Болонье, не пройдите мимо базилики Сан-Петронио. Это не главный храм города, но он самый величественный, строившийся с тем, чтобы превзойти по своим размерам собор Св.Петра в Ватикане. Однако у базилики есть одна достопримечательность, из-за которой храм несколько раз пытались взорвать.

С первого взгляда церковь на piazza Maggiore сложно оценить по достоинству - фасад недоделан, серый кирпич и немного мраморной облицовки не предвещают ничего интересного. Однако на входе дежурит пара патрулей полиции - местной и военной (Carabinieri). Я дважды был в Болонье и дважды заходил в этом храм и оба раза меня обыскивали (в целом, нормальная практика только для Рима), но во второй раз полицейский даже попросил мой паспорт, отправившись проверять его по каким-то свои базам данных в машину. Таковы меры безопасности, которые объясняются просто - существует реальная угроза подрыва церкви исламскими фанатиками. Причина этого - в храме имеется фреска 15 века, изображающая ад. Среди обитателей этого места указан и мусульманский пророк...

В те времена постоянных войн на границе Европы и за Святую Землю про толерантность никто и не думал, мусульмане были врагами христиан и считалось, что относительно новая религия - ислам - это ересь, псеводорелигия, призванная остановиться распространение христианства и увеличивающая армию Антихриста. В 1410 года художник Джованни да Модена добавил на свою фреску образ Мухаммеда, точнее одна из фигур, мучавшаяся демонами в аду, была подписана этим именем.

Шесть столетий наличие такой фрески не вызывала никаких нареканий, однако, начиная с 2000-х, полицией были задержаны несколько человек, планировавших подрыв церкви.




Внутри собора все достаточно спокойно, правда, нельзя снимать, но никакой полиции тут нет. Капелла с фреской огорожена, посмотреть на нее можно за 2 евро. Однако само спорное изображение и вся верхняя часть фрески видна и со стороны.


Огромная базилика Святого Петрония (San-Petronio) расположена на главной площади Болоньи Piazza Magiore. Главный собор Болоньи — шестая по величине базилика мира и 15 по величине католический храм мира. Именно за величину Сан-Петронио и называют главным собором города, кафедральным собором этот храм не является. Длина собора Сан-Петронио составляет 132 метра, ширина – 66 метров, высота внутренних сводов – 45 метров, высота незавершенного фасада – 51 метр.

Довелось однажды в ясную ночь увидеть панораму центра Болоньи из иллюминатора самолета. Базилика Сан-Петронио казалась невероятно огромной. Интересно, но и когда находишься рядом с базиликой вечером, она кажется больше, чем днем.

Первый камень в основание собора Сан-Петронио лег в 1390 году. Для руководства строительством амбициозного храма был приглашен архитектор Антонио ди Винченцо. Чтобы высвободить место в центре города, в Болонье снесли 8 церквей и несколько башен. В соборе были запланированы 8 капелл, которые назвали в честь снесенных храмов, всего капелл 22. Над 11 капеллой справа — колокольная башня, возведенная в 1481-1495 годах. На башне 4 колокола, как предписывают традиции Болоньи.

Первоначальный проект базилики по своим размерам и роскоши превосходил храм Святого Петра в Ватикане. Ватикану идея не понравилась, Папа Пий IV издал в 1562 году особое распоряжение, в котором откорректировал размеры и отделку будущего храма в меньшую сторону.

Собор в готическом стиле строили невероятно долго. В 1401 году не стало Антонио ди Винченцо, работы после его смерти продолжались по созданной им миниатюрной модели храма. К 1479 году был закончен фасад Сан-Петронио, однако его отделка розовыми сортами мрамора не была закончена никогда. Попытки закончить фасад по имеющимся рисункам и чертежам предпринимались даже в 20 веке.

История строительства собора Сан-Петронио полна нелицеприятных историй о краже материалов и растрате средств налево. Отчасти по причине постоянного недостатка средств проект неоднократно упрощали. В результате в 1663 году строительство было завершено. Антонио ди Винченцо скорее всего не узнал бы свое детище… Запланированный грандиозный купол так и не был построен. Базилика Сан-Петронио стала самым поздним готическим храмом Италии.

Базилика посвящена Святому покровителю Болоньи, Святому Петронию, который был епископом в V веке. Интересный факт — строительство базилики не было церковным проектом, она строилась как символ величия коммунальной власти Болоньи. Статуя Святого Петрония в Болонье находится у основания падающих башен, а не около базилики.

Храм официально перешел в ведение церкви лишь в 1929 году, хотя в соборе проходили различные мероприятия, в том числе в 1530 году здесь была проведена коронация императора Карла V. Официальное освящение базилики Сан-Петронио в Болонье состоялось в октябре 1954 года, когда уже начались масштабные работы по реставрации храма, идущие непрерывно и по сей день. Совсем недавно был отреставрирован фасад, сейчас в лесах задняя часть храма, откуда производится подъем на . В 2000 году в базилику Сан-Петронио были перенесены останки Святого Петронио, ранее захороненные в .

Вход в базилику Сан-Петронио украшают скульптуры Якопо делла Кверча на темы 15 сюжетов из Нового и Ветхого заветов.

Богоматерь портала собора Сан-Петронио работы делла Кверча великий Микеланджело назвал самой прекрасной Богоматерью 15 века.

Вход в Базилику Сан-Петронио бесплатный, но за право фотографировать в соборе надо заплатить. Наличие стикера, который надо приклеить на видное место, проверяют многочисленные сотрудники охраны. В соборе их всегда очень много. Те, кто не поленится дочитать заметку до конца, узнают, почему.

Интерьер собора Сан-Петронио выдержан в белых и красных тонах — цветах герба города Болоньи.

Стрельчатый готический свод появился в базилике в самые последние годы строительства, окончательно своды так и не были закончены.

22 часовни собора Сан-Петронио отличаются по стилям и пышности убранства.

В одной из них — роскошной капелле Святого Аббондио Папа Клемент VII короновал императора Карла V.

Пол перед входов в капеллу — тоже произведение искусства.

Часовни были декорированы в 15-16 веках, отделка многих не завершена.

В центральной части собора расположен неф с балдахином.

Собор Сан-Петронио наполнен прекрасными произведениями искусства, над которыми в разное время работали знаменитые мастера. Но по проекту шедевров здесь должно было быть намного больше.

В базилике Сан-Петронио сохранились два старинных действующих органа. Один из них – орган Лоренцо из Прато — старейший в мире из сохранившихся органов.

Главная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — латунный меридиан, с невероятной точностью рассчитанный астрономом Джованни Доменико Кассини в 1655 году. Длина линии меридиана составляет 67,72 метра, ровно 600000 часть от земного меридиана. Это самый длинный меридиан в мире. Меридиан также являет собой солнечный календарь, когда солнечный свет через небольшое отверстие в крыше базилики попадает на меридиан, можно определить месяц и день. Меридиан был реставрирован в 1925 году с подтверждением точности конструкции. В дни солнцестояния видно, что расположение солнечного луча не соответствует кругам, начерченным по краям линии Меридиана. Это эффект изменения наклонности эклиптики Солнца. Разница будет увеличиваться до 11250 года, а затем вернется к знакам, нанесенным на полу Базилики, к 18200 году.

И еще одна очень известная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — скандальная фреска Джованни да Модена «Ад», созданная в 1410-12 годах. Фреска находится в четвертой левой капелле, вход в нее отдельно оплачивается. За 3 евро посетителям выдается аудиогид на нескольких языках. Когда есть посетители, в капелле включают свет. Остальные посетители собора могут увидеть фреску издалека, как бы сбоку. В самой капелле фотографировать фреску не разрешают.

Фреска иллюстрирует 28 песнь из Божественной Комедии Данте. В том числе на фреске изображен Пророк Магомет, терзаемый дьяволами. Данте пишет: «Vedi come storpiato è Maometto!» (Смотри, как искалечен Магомет). По вполне понятным причинам фреска является объектом повышенного внимания богословов и исламистских террористов, которые неоднократно планировали взорвать базилику Сан-Петронио. Споры среди служителей церкви и политиков не прекращаются. Официальный ответ Ватикана по этому вопросу дал кардинал Эрнесто Веккьи: «Фреска не оскорбляет наших братьев мусульман. Она не против Ислама. Невозможно интерпретировать произведение искусства датированное 1400 с современной точки зрения.»

Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.

Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.

Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.

К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.

Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:

Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:

Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)

Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)

Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:

На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь: https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio , есть и неплохой русский вариант).

Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.

Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.

Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (



Copyright © 2024 Туристический портал - Weekendincity.