Представьте что вы работаете диспетчером. Анатомия полета. Как работают авиадиспетчеры и почему последнее слово всегда за человеком. Все разговаривают на идеальном английском

20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Корреспондент сайт Маргарита Маслова побеседовала с сотрудниками Московского центра автоматизированного управления воздушным движением – вице-президентом Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Андреем Булиным и диспетчером подхода МЦ АУВД Владиславом Преображенским. О том, кого берут в авиадиспетчеры, как профессия влияет на повседневную жизнь, почему возникают диспетчерские ошибки, и стоит ли бояться грозы, – читайте в этом материале.

Диспетчерские будни

Авиадиспетчер обеспечивает безопасность полетов и воздушного движения. С помощью радиотелефонной связи он контролирует обстановку в небе и отдает пилоту команды, связанные с набором или снижением высоты, изменением курса полета и скорости воздушного судна. В воздухе так же, как и на дорогах, могут образовываться пробки: "трассы", по которым летают самолеты, очень часто пересекаются – диспетчер, в свою очередь, организовывает воздушное движение так, чтобы авиалайнеры не столкнулись на одной высоте.

– Как проходит рабочий день авиадиспетчера?

Андрей Булин: В столичном центре управления воздушным движением рабочий день начинается с инструктажа смены, в ходе которого сотрудник получает необходимую аэронавигационную и метеорологическую информацию. Затем диспетчер отправляется в зал по управлению воздушным движением и приступает к непосредственным обязанностям за своим рабочим местом, где он находится до тех пор, пока его не сменит коллега.

– Вы можете периодически отлучаться от рабочего места во время смены? Или работа настолько напряженная, что отойти никуда нельзя?

Андрей Булин: Согласно документации, диспетчер должен делать перерыв каждые два часа – в противном случае теряется концентрация внимания. При этом, рабочее место не пустует: коллеги постоянно меняются друг с другом. Диспетчеры тоже люди и могут отойти пообедать или попить кофе, как и на любой другой работе. Кроме того, воздушное пространство над Москвой отличается высокой интенсивностью, поэтому сотрудникам необходимо периодически отлучаться, чтобы, как говорится, взгляд не замыливался.

– Что привлекает вас в своей профессии больше всего?

Владислав Преображенский: Разнообразие в работе. Каждый день происходит что-то новое: новые экипажи, новые рейсы. Спектр обязанностей меняется вместе с погодой: например, если ветер поменяет свое направление, изменится и курс взлета с аэропортов, а вместе с ним появятся новые схемы вылетов и прилетов. Или новые воздушные конфликты при пересечении курсов самолетов.

– Что самое сложное в работе авиадиспетчера?

Владислав Преображенский: Погода и сильное интенсивное движение в воздушном пространстве над Москвой. Если движение еще можно как-то организовать, то с законами природы приходится мириться. При грозах небо становится похожим на муравейник, а экипажи просят изменить курсы полетов для обхода грозы, поскольку летать в грозовых облаках запрещено и очень опасно. При таких условиях никакой речи о полете по трассам идти не может. В воздухе начинается хаотичное движение самолетов, что повышает вероятность их схождения. В подобных ситуациях эфир радиообмена очень сильно забит, и авиадиспетчеру нужно быть предельно внимательным, разводя самолеты на разные высоты.

– Как проходит общение с пилотом? Вы общаетесь на "обычном" языке или пользуетесь какой-либо специальной кодировкой?

Андрей Булин: Общение происходит по радиотелефонной связи – это обычный язык, построенный на стандартной фразеологии радиообмена, необходимой для оптимизации эфирного времени.

Владислав Преображенский: Фразеологию радиообмена можно назвать авиационным языком – это специальный набор коротких команд и фраз для обеспечения безопасности полетов. При этом, допускается обычная разговорная речь. В кабине пилота может находиться друг, с которым можно обменяться парой дружеских фраз, либо попросить экипаж передать "привет" одному из пассажиров самолета. Такие вещи, конечно же, можно делать только в тех случаях, когда это не влияет на безопасность экипажа.

– Расскажите о процессе вашей коммуникации с метеослужбами. Действительно ли погода так сильно влияет на воздушное движение? Как вы справляетесь со стихией?

Андрей Булин: Общение с метеослужбами обычно касается вышек, обеспечивающих взлет и посадку самолетов. Если говорить про влияние погоды, то для самолетов может быть опасна грозовая облачность. Однако все современные воздушные суда оборудованы метеолокаторами, с помощью которых пилот может сам увидеть опасное погодное явление и запросить у диспетчера курс для обхода данного участка. Как правило, о погодных условиях сообщают на инструктаже еще вначале рабочего дня. Соответственно, мы всегда готовы к тому, что экипаж может поменять свой курс в связи с неблагоприятной погодой.

Владислав Преображенский: Перед началом каждой смены метеоролог рассказывает о текущей и прогнозируемой погоде на аэродромах и воздушных трассах. В зависимости от погодных условий с самолетом случается многое: его может сильно "тряхнуть" от ветра, бывает, что на краях крыла образовывается лед и так далее. Диспетчеры в таких ситуациях обязаны сообщить пилоту о возможных сложных метеоусловиях на трассе или в районе взлета и посадки самолета.

Диспетчерские ошибки

– Какие диспетчерские ошибки встречаются чаще всего? Почему они возникают, и как их предотвратить?

Владислав Преображенский: Самые распространенные ошибки связаны с высотами самолетов. Когда самолету необходимо снижаться, на его пути могут встретиться попутные, либо встречные авиалайнеры – это и создает так называемый конфликт. Чтобы его избежать, нужно "пересечь" занятые другими самолетами высоты, не нарушив безопасные интервалы. Если же это не получается и диспетчер допускает ошибку, на самолетах срабатывает система предупреждения об опасном столкновении, которая выдаст указание экипажу воздушного судна на изменение высоты для избежания столкновения с другим авиалайнером. В этом случае команды диспетчера отходят на второй план до разрешения ситуации. Ошибки встречаются и среди пилотов – зачастую это неправильное подтверждение экипажем команды диспетчера. Избежать таких неприятностей можно, если внимательно слушать эфир и анализировать воздушную обстановку в небе.

Андрей Булин: Одними из причин ошибок диспетчера являются несовершенство структуры воздушного пространства и устаревшее оборудование, которое еще не успели заменить. Также велика вероятность ошибок в часы пик, которые есть не только на дорогах, но и на небе. Как правило, это вечернее время пятницы и воскресенья, праздники и сезон отпусков – больше всего нагрузок приходится на конец августа.

"Эта профессия так или иначе влияет на твое восприятие по жизни. Например, сидя в самолете в качестве пассажира невозможно не представлять, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент"

– Насколько велика роль человеческого фактора в этом контексте?

Андрей Булин: Очень высока. Наша работа – один сплошной человеческий фактор. С ним связано большинство ошибок пилотов и диспетчеров. К сожалению, человек имеет свойство ошибаться. В этой связи установленная на борту самолета система предупреждения столкновения в воздухе очень подстраховывает – часто она является последней зацепкой для экипажа в различных форс-мажорных ситуациях.

Владислав Преображенский: Пока в этой сфере работают люди, человеческий фактор будет присутствовать всегда. Нам же остается только работать над тем, чтобы сводить его к минимуму. Как правило, после каждой ошибки пилота или диспетчера проводится анализ ситуации. Каждую ошибку подробно разбирают, чтобы не повторить ее впредь.

Таких берут в авиадиспетчеры: как стать "режиссером" воздушного движения

– Как проходит отбор в авиадиспетчеры? Какими качествами должен обладать хороший кандидат?

Андрей Булин: Кандидату в диспетчеры нужно пройти медкомиссию и профессиональный отбор. Врачи проверяют будущего сотрудника на наличие каких-либо хронических заболеваний, а специалисты отрасли, в свою очередь, должны определить, может ли человек работать диспетчером в принципе. Как в музыке: если у человека нет врожденного слуха, ему будет очень сложно состояться в этой области. Так же и у диспетчеров, которые обязательно должны обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, быстрота принятия решений, хорошая память и умение работать в команде. Эти качества могут выявить профессиональные тесты.

Владислав Преображенский: Помимо внимательности и хорошей реакции, диспетчеру необходимо обладать отличным пространственным мышлением, чтобы человек мог представить себе воздушное судно в трех плоскостях, учитывая изменения его высоты, скорости и курса полета, а также положение авиалайнера по отношению к другим самолетам. Кроме того, при трудоустройстве необходимо иметь успешно сданный экзамен по английскому языку для авиадиспетчеров по шкале ICAO – результат должен быть не ниже четвертого уровня.

– Достаточно ли диплома о высшем образовании, чтобы человек сел за диспетчерский пульт? Или организация проводит дополнительное обучение прежде, чем сотрудник приступит непосредственно к работе?

Андрей Булин: Процедура приема на работу в нашей сфере, в принципе, достаточно стандартная. Тем не менее, прохождение предварительной стажировки является обязательным условием для молодого специалиста. В первую очередь, диспетчер должен освоить оборудование, на котором ему предстоит работать, ознакомиться с зоной своей ответственности, изучить специфику сектора или района. Все действия контролируются диспетчером-инструктором. По окончании стажировки, примерно через полгода, специалиста еще раз проверяют и принимают решение, готов ли он приступить к своим обязанностям или нет. Если необходимо, стажировку могут продлить.

– Как проверяют специалистов по окончании стажировки?

Андрей Булин: Сотрудник должен пройти испытания на специальном тренажере и сдать зачеты. Но это не физика и математика, которые мы сдавали, например, в училище, а специальные дисциплины, связанные с безопасностью полетов, летно-техническими характеристиками самолетов, фразеологией радиообмена, знанием нормативных документов и так далее.

– Существуют профессиональные сферы, в которых наличие профильного образования не играет решающей роли при трудоустройстве. Насколько специализация и наличие вузовской подготовки важны для авиадиспетчеров? Можно ли освоить вашу область самостоятельно?

Андрей Булин: "Самоучек" в нашей сфере нет, поскольку в данном случае цена профессиональной ошибки может оказаться слишком высокой. Диспетчеров готовят в авиационных вузах. Таких, как МАИ. Однако бывают случаи, когда работодатель принимает сотрудников с различным высшим инженерно-техническим образованием и отправляет их на годичные курсы, подготавливающие специалистов непосредственно по профессии диспетчера. После курсов человек проходит стажировку, и только потом его могут взять на работу.

– Где готовят авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: В России не так много мест, где обучают конкретно по этой специальности. Как правило, высшее образование авиадиспетчера получают в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Среднее – в Красноярске. Без диплома о высшем образовании на работу не примут, потому и "самоучек" в нашей профессии нет.

"А девушки потом": чем живут диспетчеры, помимо самолетов

– Первым делом самолеты, а девушки потом. Насколько эту фразу можно применить к авиадиспетчерам? Влияет ли работа в авиации на семейную жизнь?

Владислав Преображенский: От части. От нас зависит безопасность не только пилотов, но и пассажиров, поэтому все личные проблемы мы стараемся оставлять за пределами работы. В крайних случаях авиадиспетчера могут подменить.

Андрей Булин: Наоборот, девушки всегда на первом месте (смеется) . Более того, сегодня в авиации работают и представительницы прекрасного пола.

– Существуют ли какие-нибудь хобби, особенно популярные в кругах авиадиспетчеров?

Владислав Преображенский: Безусловно, после работы нам необходим отдых, мы же не машины. Каждый занимается, чем хочет. Главное, чтобы это не вредило здоровью. Кто-то увлекается спортом или музыкой, кто-то играет в театре. Некоторые даже умудряются путешествовать по разным странам между сменами.

Андрей Булин: Многие коллеги любят спорт и рыбалку. В частности, в Московском центре управления воздушным движением открыты спортивные секции для работников. Среди сотрудников периодически устраиваются футбольные матчи и другие турниры.

"Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. За пределами работы профессиональные навыки бывают очень даже полезными"

– Авиадиспетчер – это только профессия или образ жизни?

Андрей Булин: Для меня это скорее работа, связанная с тем, что не всегда можно вовремя вернуться домой. Чем серьезней ты относишься к своему делу, тем меньше вероятность того, что на работе или в жизни произойдет что-то негативное.

Владислав Преображенский: Трудно ответить. Эта профессия так или иначе влияет на твое восприятие по жизни. Например, сидя в самолете в качестве пассажира, невозможно не представлять, что происходит в кабине пилотов и какие указания диспетчер дает в данный момент. Люди нашей профессии, как правило, способны хорошо концентрироваться и быстро принимать решения. За пределами работы профессиональные навыки бывают очень даже полезными.

Маргарита Маслова

Профессии обучают только в семи образовательных учреждениях.

20 октября 1961 года в Амстердаме (Нидерланды) была основана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Дата считается днем учреждения Международного дня авиадиспетчера - профессионального праздника, который отмечается в годовщину создания организации.

Россияне все чаще предпочитают самолеты другим видам транспорта: он по праву считается самым быстрым и удобным способом передвижения. Однако большинству немногое известно о людях, которые обеспечивают безопасность полетов, дают старт взлету, разрешают посадку и координируют движение воздушных судов в воздухе. Кто такие авиадиспетчеры, какие существуют специальности в этой профессии и как стать авиадиспетчером «360» рассказал заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Сергей Погребнов.

- Кто такой авиадиспетчер?

Авиадиспетчер - дирижер, управляющий небесным оркестром ревущих авиационных турбин. Авиадиспетчер - художник, рисующий свои картины на голубом полотне неба конденсационными следами самолетов. Авиадиспетчер - лоцман, указывающий воздушным судам безопасный путь в гавань. Но если придерживаться буквы воздушного закона - это специалист, осуществляющий управление воздушным движением с земли. Его главная функция - обеспечение безопасного, упорядоченного и регулярного движения воздушных судов в пределах установленной для него зоны ответственности.

Авиадиспетчер информирует экипажи воздушных судов (ВС) об обстановке по маршруту полета и на аэродромах, предоставляет метеорологическую информацию, поддерживает радиосвязь с пилотами в соответствии с правилами и фразеологией радиообмена. Например, связь с воздушными судами иностранных авиакомпаний ведется исключительно на английском языке. Также авиадиспетчер вводит в автоматизированные системы управления воздушным движением необходимые данные для оценки воздушной обстановки. Его девиз - «Вижу, слышу, управляю».

Именно авиадиспетчер принимает меры для поддержания безопасности при возникновении сложной ситуации в воздухе и особых случаях полета путем обеспечения безопасных интервалов продольного, вертикального и бокового эшелонирования. Другие функции авиадиспетчера - спрямление маршрута, управление движением ВС с малым остатком топлива, создание безопасных интервалов между ВС. Он также осуществляет контроль над работой средств радиотехнического оборудования и связи, направляет при необходимости воздушные суда на запасные аэродромы, оказывает помощь экипажам при попадании воздушных судов в опасные для полетов метеоусловия - грозовые фронты, циклоны. Кроме того, авиадиспетчеры координируют организацию поисково-спасательных работ, в которых задействована авиация. Как гласит известная поговорка, «Бог создал авиадиспетчеров для того, что бы у пилотов тоже были свои герои».

Большинство российских авиадиспетчеров являются сотрудниками национального провайдера аэронавигационного обслуживания - ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Однако у некоторых аэропортов и аэродромов имеются собственные аэронавигационные службы, работающие в рамках существующей в нашей стране Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), но не входящие в структуру госкорпорации. Координирует и планирует работу всех авиадиспетчеров подразделение генеральной дирекции Госкорпорации по ОрВД - Главный центр ЕС ОрВД. Структуру же Предприятия составляют семнадцать филиалов, расположенных по всей стране. Между шестнадцатью из них на данный момент распределено воздушное пространство России (за исключением зон вышеупомянутых аэропортов/аэродромов, имеющих свои аэронавигационные службы).

За предоставление аэронавигационных услуг предприятием с пользователей воздушного пространства взимается сбор. Именно поэтому авиадиспетчеров иногда называют «торговцами воздухом».

- Какие бывают авиадиспетчеры?

В профессии авиадиспетчера есть несколько специальностей. Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полетов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов. Диспетчер пункта обслуживания вылета Delivery выдает разрешение на полет по заявленному в представленном плане маршруту, отталкиваясь от информации, заблаговременно подготовленной диспетчером аэродромного диспетчерского пункта.

Диспетчер руления управляет движением воздушных судов и аэродромных служб по территории аэродрома. Именно он разрешает запуск двигателей самолета, руководит движением по рулежным дорожкам и дает команду выруливать на предварительный старт перед взлетно-посадочной полосой (ВПП). Диспетчеры старта и посадки руководят на ВПП взлетающими и приземляющимися воздушными судами, дают команду занять исполнительный старт и начать взлет, разрешают посадку.

Диспетчер круга выдает разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим. Диспетчер подхода определяет очередность захода на посадку, занимается построением необходимых интервалов эшелонирования при посадке и взлете. Вышеперечисленные диспетчеры, как правило, работают непосредственно в аэропорту на КДП.

Диспетчер районного центра контролирует движение ВС в пределах установленных для него границ в горизонтальной плоскости как по воздушным трассам, проходящим через его зону ответственности, так и вне этих трасс. Его рабочее место - в центре управления полетами (ЦУП).

Также есть еще и диспетчеры пункта местных воздушных линий, местного диспетчерского пункта, диспетчеры-информаторы. Они руководят полетами и предоставляют ВС полетную информацию вдали от крупных авиаузлов и трасс с интенсивным движением.

- Какая организационная вертикаль у авиадиспетчеров?

Стажер; диспетчер первого, второго, третьего классов; старший диспетчер, диспетчер-инструктор; руководитель полетов; руководитель предприятия, его подразделения, аэронавигационной службы аэропорта/аэродрома.

- По каким критериям идет отбор диспетчеров?

Во-первых, к авиадиспетчеру предъявляются очень жесткие требования по состоянию здоровья. Оно не должно быть хуже, чем у пилота гражданской авиации. Во-вторых, диспетчер должен быть ответственным, стрессоустойчивым, сдержанным, развитым физически. Он должен уметь концентрироваться на работе, у него должна быть хорошая реакция, отменная память. В-третьих, диспетчер должен обладать математическим складом ума, уметь быстро и хорошо считать, держать в памяти много чисел и прочей информации. Образно выражаясь, работа авиадиспетчера похожа на игру в шахматы в условиях постоянного прессинга и периодического цейтнота. Работа эта очень сложная и крайне ответственная. Однако зачастую и оплачивается она очень хорошо.

Авиадиспетчеров готовят в трех высших и четырех средних образовательных учреждениях, подведомственных Росавиации. Это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации (ГА) и Ульяновское высшее авиационное училище (Институт), а также Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского университета, Красноярский филиал Санкт-Петербургского университета, Рыльский авиационный технический колледж (филиал Московского университета ГА) и Омский летно-технический колледж (филиал Ульяновского училища). Кроме того, подготовкой и повышением квалификации диспетчеров занимается некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт аэронавигации», являющееся «дочерней» структурой ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Обучение профессии занимает в средних специальных учебных заведениях три-четыре года. В вузах - пять лет. После обучения и стажировки диспетчер получает свидетельство, которое требуется подтверждать раз в два или три года (в зависимости от класса). Повышение квалификации - раз в три года.

Авиадиспетчер должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта; нормативные и методические документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства, обеспечение безопасности полетов; правила обслуживания воздушного движения; федеральные правила использования воздушного пространства; наставления по производству полетов; технологии работы диспетчеров, правила и фразеологию радиообмена; авиационную метеорологию; аэродинамику и летно-технические характеристики воздушных судов; аэронавигационное и штурманское, радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов; виды авиационной электросвязи; профессионально ориентированный английский язык; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

"Зимой такое состояние атмосферы, что после самолета след создается яркий, белый, долго не разрушается. Летом его практически не видно. Так что даже в выходные – всегда глаза в небо. Смотришь за 230 километров и любуешься, как твои коллеги из Минска работают". Это слова Виктора Чепуленка, 32 года отработавшего на любимой работе – авиадиспетчером.

Накануне Дня гражданской авиации TUT.BY отправился в Национальный аэропорт "Минск ", посмотреть, как работают те, кто управляет движением в воздухе, всегда оставаясь на земле.


Утро из окна диспетчерской вышки. "Добрай раніцы"

Залы, в которых работают авиадиспетчеры Минского аэродромного диспетчерского центра, находятся на высоте в 56 метров, в диспетчерской вышке. Утром пятницы здесь идет обычная работа. Нам кажется, что за огромными окнами – слишком туманно, однако по меркам профессионалов видимость сегодня не самая худшая – 3200 метров. Минский аэропорт и служба движения обеспечивают работу при видимости 350 метров по огням на взлетно-посадочной полосе, что соответствует второй категории ИКАО.


Абонент с позывными "Свет-2" (светотехники, которые занимаются огнями взлетной полосы) просят у диспетчера разрешения пересечь полосу. Но им не разрешают: до посадки самолета из Москвы осталось четыре-пять минут, кроме того, выруливает на вылет борт в Амстердам.


Чуть раньше на связь с диспетчером вышел экипаж самолета из Москвы. "Добрай раніцы", – здоровается с экипажем диспетчер и продолжает диалог уже по-английски. В основном весь радиообмен происходит именно на этом языке. Экипаж докладывает, что готов к посадке, диспетчер описывает пилотам метеоусловия, ситуацию и разрешает посадку.









Приземлится борт Москва-Минск, улетит борт в Амстердам, и только потом машина светотехников сможет пересечь ВПП. В такие шахматы диспетчеры играют во время каждой своей смены, причем порой приходится разыгрывать и куда более сложные комбинации.


Провожатые самолетов

Комментирует происходящее диспетчер-инструктор минского аэродромного диспетчерского центра Михаил Деревяго . Диспетчера руления и диспетчера старта прямо сейчас отвлекать нельзя.

На всем пути от подготовки к взлету до "парковки" самолета после посадки борт ведет беспрерывная цепочка диспетчеров, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Диспетчер руления должен контролировать обстановку, которая складывается на перроне. Именно у него просят разрешение на буксировку к запуск, он же контролирует, чтобы в то же время там же не проруливал другой борт. Он также проверяет, есть ли у экипажа самолета обновленная метеорологическая информация. Если все отлично, он "доводит" самолет до полосы и передает своеобразную эстафету диспетчеру старта.

Диспетчер старта отвечает за движение самолета по ВПП, за взлет и посадку, за движение самолета по предпосадочной прямой.

– Если ухудшается погода – безусловно, напряжение растет, – рассказывает Михаил Деревяго. - На случай, если диспетчер не может увидеть полосу ни просто в окно, ни в бинокль - есть отработанные процедуры. Все знают четко, что делать, но напряжение, конечно, выше в таких ситуациях. Диспетчер переживает за исход посадки, ведь самолет он может увидеть только на экране. И только когда экипаж доложил, что посадку произвел, диспетчер вздыхает с облегчением .

Сам Михаил имеет допуск к работе на всех диспетчерских участках, поэтому может описать особенности каждого из них. Так, диспетчеры руления и старта имеют дело с меньшим количеством бортов одновременно, но решения из-за крайне ограниченного пространства должны принимать очень быстро. Диспетчеры подхода и диспетчеры круга, которые сидят в другом зале, имеют чуть больше времени для размышления из-за большего пространства для маневров, но одновременно имеют дело с большим количеством самолетов. Выходит, что у каждого из них свои сложности.



Для того, чтобы "видеть" и "вести" самолет, диспетчеры используют множество инструментов. Начиная от бинокля, который помогает видеть самолеты на полосе в непогоду и заканчивая более сложными системами. У каждого на столе монитор с картой Беларуси, которую можно масштабировать. Там видны все пролетающие воздушные судна, скорость их движения, высота, на которой они находятся. Сюда же поступают обновленные метеоданные. Диспетчеры используют интегрированную систему связи ICS 200/60. С ее помощью диспетчер может связаться с любым абонентом, который ему нужен, будь то экипаж в воздухе или аэропортовые службы на земле. Есть и резервные средства связи: телефон и дополнительная радиостанция. Здесь же – пульт управления светосистемами на рулежной дорожке и ВПП, и многое другое.


Диспетчер подхода обеспечивает снижение самолета до нужной высоты, комфортный и безопасный подход на посадку, условия для маневра. При вылете он же помогает самолету, набирающему высоту, выйти на воздушную трассу. Диспетчер круга отвечает за похожие моменты, но на высотах пониже.


Выполнять указания диспетчеров – обязанность пилотов, которой они следуют неукоснительно. Один из собеседников объясняет, почему.

– Дело в том, что на контроле у диспетчера круга может находиться одновременно пять-шесть самолетов. Три из них заходят на посадку, а два - взлетают. Экипаж слышит, что на связи много бортов, но не знает их взаимного расположения. А диспетчер всю информацию анализирует, следит за тем, чтобы соблюдались интервалы движения и дает команду пилотам. Пилот обязан выполнять команды, потому что здесь уже главный – диспетчер. За безопасность отвечает он.

По правилам безопасности самолеты должны находиться друг от друга на определенных расстояниях, которые диспетчеры называют интервалами. К примеру, диспетчер подхода должен обеспечить интервал в десять километров, если воздушные суда летят друг за другом.

– Ближе – уже условия безопасности выполнены не будут. Как правило, и до десяти стараемся не доводить. А вот по высоте интервал – минимум 300 метров, – рассказывает Виктор Чепуленок.

Стадия "тревога" и стадия "бедствие"



– Допустим, ситуация: невыпуск шасси. Экипаж докладывает диспетчеру, что у них проблема, просит время для проведения на борту определенных процедур. Мы отправляем самолет в зону ожидания, чтобы не мешал другим воздушным судам и ему чтобы не мешали. Руководитель полетов принимает решение о том, что надо оповестить другие службы. В случае невыпуска шасси объявляется стадия - бедствие. Все службы, которые необходимы в экстренной ситуации, приводятся в готовность. Если экипаж выполнил определенные процедуры и шасси выпустились, то самолет может заходить на посадку , – рассказывает Михаил Деревяго, продолжая экскурсию по диспетчерской вышке.

Есть проработанные сценарии под любое развитие событий. Молодые диспетчеры раз в три месяца отрабатывают действия при происшествиях на тренажерах, а те, у кого больше опыта – раз в полгода. Вообще, чтобы диспетчера можно было назвать толковым профессионалом, должно пройти достаточно много лет. Собеседники объясняют: сначала специалисту, который сдал экзамены и получил первоначальный допуск присваивают третий класс. Через три года, сдав экзамены и зачеты, пройдя квалификационную комиссию, он может стать диспетчером второго класса, и только еще через три – первого.

Не на вышке, но на высоте

Из диспетчерской внутри вышки самолет "передают" коллегам. Рабочие места диспетчеров Минского районного диспетчерского центра, которые работают с самолетами на самой большой высоте, находятся пониже – в основной части здания аэропорта. Окна в помещении есть, но их не видно – закрыты оборудованием и особой перегородкой. Про это место из-за кажущегося отсутствия окон, здешние диспетчеры, шутя, говорят: "наше казино". Здесь обслуживают движение в верхнем воздушном пространстве. Это и транзитные рейсы, и те, что взлетают или совершают посадку в Беларуси. Районные диспетчеры ведут самолет дальше по всей Беларуси, до границы, или передают его потом коллегам из областных аэропортов - в случае, если воздушное судно будет совершать посадку там.

Руководитель полетов Минского районного диспетчерского центра Виктор Чепуленок рассказывает, что интенсивнее всего самолеты летают над Беларусью в период с 15 до 18 часов, особенно в выходные дни. Диспетчер подсчитывает: прямо сейчас над Беларусью порядка 20-30 самолетов, а бывает, и по 50-60 одновременно. Кроме гражданских диспетчеров в зале находится один военный, который "ведет" военные самолеты. Важно, чтобы гражданские и военные диспетчеры работали в одном помещении – так проще избежать конфликтов между "зонами влияния".

За 32 года стажа Виктор Чепуленок быть диспетчером не устал.

– Если бы какие-то сомнения были в безопасности, надежности систем, с которыми имеем дело, я бы не продержался здесь 32 года. А так я бы тут работал и еще 32. Но есть возрастные рамки. К сожалению, нашей любви приходит конец и однажды надо будет уйти.

Но пока что опытный диспетчер думает о любимом деле не только во время своих смен:

– Зимой такое состояние атмосферы, что после самолета след создается яркий, белый, долго не разрушается. Летом его практически не видно. Так что даже в выходные – всегда глаза в небо. Смотришь за 230 километров и любуешься, как твои коллеги из Минска работают.

Сам Виктор Чепуленок родом с Браславских озер, там и любит отдыхать. Многие коллеги его тоже выбирают отдых на природе.

– Когда был на учебе в шведской академии управления полетами, в городе Мальме, тамошний инструктор сказал, что у шведских диспетчеров любимый вид отдыха – рыбалка на озерах. Приятно было услышать, что совпадаем не только профессионально, но и по способам отдыха.

Без отдыха в этой работе никак. Помимо таких качеств, как усидчивость, пунктуальность, диспетчеры должны иметь еще и очень обостренное внимание. В самом начале работы и потом, во время переаттестаций, диспетчеры проходят всевозможные психологические тесты с сотнями вопросов, при помощи которых специалист оценивает их состояние, устойчивость к стрессам.




– Был случай, по-моему, в США, что самолет приземлился, практически неуправляемый. Пилоту удалось его посадить, но порядка 180 человек погибло, порядка 100 человек выжило. А диспетчеры продолжали работать в состоянии стресса еще в течение шести часов – им не нашлось подмены, а полеты продолжались. После этих шести часов практически все они написали заявление об уходе. Такой вот эмоциональный шаг, связанный с перенапряжением,
– рассказывает Виктор.

Руководитель полетов обязан следить, чтобы каждый диспетчер, отработавший два часа (а в интенсивной ситуации и один), уходил отдохнуть на 20-30 минут. Более того, каждый диспетчер обязан сообщать, если чувствует усталость и перенапряжение. Полные 12 часов смены без отдыха никто не выдержит.


В своей работе диспетчеры постоянно помнят, что имеют дело и с самолетами, и с теми, кто находится внутри них. Среди тех, кто сейчас сидит в зале – диспетчер Олег Долгих. Именно он "вел" самолет "Белавиа", который в этом году попытался захватить горячий пассажир из Грузии. За очень грамотную работу в сложной ситуации диспетчера отметило руководство.

Начальник районного диспетчерского центра Александр Барташевич проработал диспетчером 29 лет. На просьбу сравнить условия работы диспетчеров в прошлом и сейчас, говорит:

– Конечно, условия различаются. Взять даже сами средства отображения. Ну, представьте: смотреть черно-белый телевизор старый, с аналоговым воспроизведением и помехами, или смотреть телевизор с изображением в высоком качестве. Когда я начинал работу, еще были индикаторы с разверткой воздушного судна. Надо было определять среди всех помех воздушное судно. Сейчас, конечно, отображение улучшилось, есть всевозможные автоматизированные системы. Но, с другой стороны, теперь диспетчер еще и контролирует правильность работы автоматизированной системы. Выходит, что, в любом случае, последнее слово за человеком.



Теги .

Авиадиспетчер – это дирижер, который управляет оркестром турбин самолетов в небесной выси. А еще диспетчер – это талантливый художник, который рисует уникальные картины следами самолетов на небесной лазури. Ну а если попытаться описать профессию авиадиспетчера официальными словами – то оказывается это специалист, управляющий движением воздушных средств с земли. Основной обязанностью авиадиспетчера является обеспечение упорядоченного и безопасного движения судов в зоне, за которую он несет ответственность.

В обязанности авиадиспетчера входит информирование экипажей о метеорологической обстановке, как в пути следования, так и в аэропортах, а также поддержание связи с пилотами. Обмен сообщениями должен происходить согласно правилам радиообмена. Помимо этого диспетчер должен вводить данные в автоматизированные системы, чтобы они могли правильно оценивать обстановку в воздушном пространстве.

Именно авиадиспетчер должен поддерживать безопасность в случае, если в воздухе возникает непредвиденная ситуация. Также он управляет движением самолета, если на борту остается мало топлива, а также между воздушными судами создает безопасное расстояние. Контролировать качество связи и состояние радиотехнического оборудования также является прерогативой авиадиспетчеров. При неблагоприятных условиях погоды авиадиспетчера оказывают помощь, а при необходимости перенаправляют суда на другие аэродромы для посадки. При проведении поисковых или спасательных работ, если в них берет участие авиация, диспетчер координирует направление этих работ. Профессия авиадиспетчер описание

Авиадиспетчер – это общее название профессии, в которую входит несколько специальностей.

Диспетчер в диспетчерском пункте на аэродроме. В его задачи входит составление плана полетов на сутки, согласование этого плана с диспетчерами в других аэропортах.

Диспетчер в пункте обслуживания вылетов разрешает полет по заявленному курсу, указанному в плане. Разрешение выдается на основании информации, которая подается из диспетчерского пункта.

Диспетчер руления управляет самолетами и службами аэропорта лишь на его территории. Только этот диспетчер дает право запускать двигателя судов и производит руководство самолетами во время движения по рулевым дорожкам и дает отмашку на предварительный старт.

Диспетчер посадки и старта управляет самолетами на полосах взлета и посадки, разрешает старт, а также посадку воздушных судов.

Диспетчер круга разрешает заходить на посадку прилетевшим судам, а вылетающим судам дает команду о начальном наборе высоты.

Диспетчер подход а назначает очередность захода суден при посадке, а также выстраивает определенные интервалы взлетно-посадочного эшелонирования.

Диспетчер райцентра выполняет контроль за движение суден в горизонтали в пределах областей, которые для него установлены по воздушным трассам, пролегающим в районе его ответственности, и за их пределами.

Существуют также специальности диспетчера местных линий воздухоплавания, диспетчера информатора. Эти люди работают далеко от авиаузлов и трасс, на которых присутствует интенсивное движение.

Чтобы работать авиадиспетчером, необходимо обладать некоторыми качествами и соответствовать определенным требованиям:

– исключительное состояние здоровья, и требования такие же, как и к здоровью пилотов;
– высокая ответственность;
– устойчивость к стрессам;
– хорошая физическая подготовка;
– умение концентрироваться;
– быстрая реакция;
– великолепная память;
– умение быстро считать;
– умение ориентироваться в пространстве;
– иметь пространственное мышление.

Так же предлагаем ознакомиться с профессией пилота , лингвиста и бармена .

Диспетчер обязан уметь выбирать из множества сообщений нужную информацию, а также уметь представлять положение воздушных судов в пространстве на данный момент и через определенное время пути.

Профессия эта появилась в те времена, когда воздушные полеты стали массовыми и потребовалось установить определенные правила полетов, а также обеспечить радиотехническую связь и контроль за полетами. После этого появилась система управления движением в воздухе, где диспетчер управляет процессом передвижения самолетов. И именно от диспетчера зависит безопасность движения.

Если на секундочку представить себе такую ситуацию, когда диспетчер просто не вышел на работу. Сразу же в воздухе начнется настоящий хаос. Сотни самолетов будут лететь в разных направлениях на разной высоте, да еще и при плохой видимости. Про такое даже страшно подумать. Вот именно поэтому диспетчер должен обладать хорошей дикцией и умением правильно оценивать ситуацию в воздухе и мгновенно реагировать на любые ее изменения.

Хоть и считается профессия авиадиспетчера романтичной и творческой, но в ней, как и в остальных профессиях есть не только положительные стороны, но еще и довольно серьезные минусы.

Из плюсов хочется отметить:

– зарплата авиадиспетчера в Москве и в других городах достаточно высокая;
– отпуск, который имеет большую продолжительность;
– медицинская страховка;
– бесплатный перелет раз в году.

Минусы профессии значительные:

– постоянное состояние стресса;
– посменный график работы;
– ошибки авиадиспетчеров могут привести к уголовной ответственности.

Несмотря на наличие стрессовых ситуаций, работа диспетчера считается невероятно важной и нужно понимать, что без этих людей попросту невозможно летать на самолетах. Ведь именно они делают все перелеты легкими и спокойными, и мало кто из пассажиров задумывается о том, кто же самый главный в авиации.

Ближе с профессией можете ознакомиться на видео:

Суточный рекорд взлетов и посадок в аэропорту Домодедово — 724 операции. Максимальная часовая интенсивность при работе с двух параллельных ВПП составляет 43 самолета. Все они контролируются авиадиспетчерами, работающими на Командно-Диспетчерском Пункте (КДП) или «вышке» (от английского слова “TOWER”) . Всего в московском аэропорту Домодедово работает 6 смен диспетчеров по 10 человек в каждой. Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Сегодня речь пойдет о людях, от чьих действий ежедневно зависит жизнь десятков тысяч пассажиров…

За все самолеты, находящиеся в небе над Москвой отвечает Московский Автоматизированный Диспетчерский Центр, находящийся рядом с аэропортом Внуково. Домодедовский центр по Обслуживанию Воздушного Движения является структурным подразделением филиала «Московский центр Автоматизированного Управления Воздушного Движением» (эту фразу специально записал дословно во время визита). Центр отвечает за обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэропорта Домодедово:

1.

В Домодедово 2 Взлетно-Посадочные Полосы (ВПП). За каждую из них отвечают свои диспетчеры. На вышке размещены рабочие места руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчеров Стартового Диспетчерского Пункта (СДП) и Вспомогательного Диспетчерского Пункта Подхода (ВДПП):

2.

В зону ответственности диспетчера старта (СДП) входит управление самолетами в воздушном пространстве, включающим в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки:

3.

Диспетчер СДП также управляет движением спецавтотранспорта, системой светосигнального оборудования на ВПП и рулежных дорожках, осуществляет все необходимые дополнительные операции:

4.

Я представлял себе диспетчера суровым мужиком, в больших наушниках, орущего что-то в микрофон и напряженно пялящегося в круглый кинескоп, по которому по кругу бегает зеленая полоска, как в старых советских фильмах. Оказалось все совсем не так. Наушниками не пользуются, кинескопы не круглые и не зеленые, да и диспетчерами работают не только мужики, но и очень обаятельные девушки:

5.

У диспетчера на экране монитора отмечены все самолеты, находящиеся недалеко от аэропорта. Он видит, набирают они высоту или снижаются, на какой высоте находятся и с какой скоростью летят:

6.

7.

8.

С вышки отлично видно всю территорию аэропорта. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора летного поля обеспечивает контроль за движением любых средств по аэродрому.

Если у диспетчера что-либо вызывает подозрение, то он может воспользоваться биноклем:

9.

Если полоса занята, то диспетчер СДП включает специальное табло занятости ВПП со звуковым сигналом:

10.

Кроме этого, на вышке находятся диспетчер АТИС (служба автоматической передачи информации в районе аэродрома) -слева на фотографии, руководитель полетов (начальник смены), старший диспетчер и диспетчеры подмены (справа на фотографии):

11.

Каждому диспетчеру полагается 20-минутный отдых каждые 2 часа. В это время его заменяет диспетчер подмены:

12.

За действиями диспетчеров следит старший диспетчер. Он постоянно переходит от одного диспетчера к другому и контролирует их действия (на фотографии стоит слева):

13.

Также на вышке присутствует руководитель полетов (слева на фотографии). Он отвечает за организацию работы персонала смены:

14.

Минимальное время между посадками самолетов 2 минуты, а между взлетами от 1 до 3 минут в зависимости от классификации ВС. Атмосфера на вышке спокойная и тихая. Когда диспетчер ведет радиообмен с экипажами ВС, то все замолкают, либо говорят в полголоса:

15.

16.

17.

Чтобы попасть на вышку, диспетчер должен пройти через дверь с иллюминатором:

18.

Здесь нужно приложить к замку специальную карточку и подтвердить отпечатки пальцев:

19.

На вышку диспетчер попадает по винтовой лестнице:

20.

Вышка примечательна и своим балконом. Отсюда открывается отличный вид на аэропорт:

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Глобус Домодедово:

30.

Ну и вид на дорогу, ведущую к Домодедово:

31.



Copyright © 2024 Туристический портал - Weekendincity.