Старое дерево в екатерининском парке. Национальная ассоциация "возрождение исторических садов и парков". Ворота «Любезным моим сослуживцам»

После того, как мы с вами познакомились с , давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.

Старый сад в Екатерининском парке Царского Села

От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.

Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села

На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная . Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами .

История Старого Сада

Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.

Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является , соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.

Старый сад подразделяется на три участка:

  • Верхний сад, куда входят три террасы,
  • Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
  • Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.

Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок , или собственно Голландский сад.

Партер

На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Боскеты

На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:

Зеркальные пруды и Верхняя Ванна

На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными . В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна , в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.

Нижняя Ванна

Неподалеку от Верхней Ванны находится Нижняя Ванна , созданная по проекту И.В.Неелова в 1778-1779 годах. Она выполняла роль мужской бани для придворных и потому получила второе название «Кавалерская мыльня». Здание скрыто за стеной подстриженных кустов, над зеленью виднеется лишь купол классической постройки.

Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.

Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села

Рыбный канал

Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал . Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.

Эрмитаж

Центром Эрмитажного участка является павильон Эрмитаж, о котором вы можете прочитать в статье .

Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – . Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда . При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.

Скульптура «Умирающий галл»

Павильон Грот и паром на Большом пруду

От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда :

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам» , выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Деталь ограды ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Прогулка по Старому саду закончена. Впереди нас ждут новые прогулки по Екатерининскому парку. До новых встреч!

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Екатерининский дворец в царском селе является центральной частью архитектурного дворцово-паркового ансамбля в Царском селе. Ежедневно через залы этого дворца проходят тысячи туристов, а наиболее популярным местом здесь является знаменитая Янтарная комната, восстановление которой было завершено как раз к 300-летию северной столицы России. Фото и видео Янтарной комнаты можно увидеть ниже в статье.

В период военной оккупации города немцами здание Екатерининского дворца было разрушено, однако простой народ после завершения военных действий рьяно принялся за его восстановление. Но даже сейчас, спустя более чем 70 лет после окончания войны, реставрационные работы в некоторых залах дворца продолжаются. Обычная экскурсия для туристов по залам дворца занимает около часа, а в остальной период времени туристы могут совершать прогулки по Александровскому или екатерининскому парку, посмотреть на экспозиции в музее им. А.С. Пушкина.

Реконструкция

Строительство Екатерининского дворца находящемся в царском селе началось в 1717 году, а руководил им хороший архитектор Иоганн Браунштейн. В этот же период времени с восточной стороны архитектурного сооружения был создан Верхний и нижний сады, причём составными частями стали 3 террасы. В западной же части дворца был построен Зверинец, на месте которого позднее раскинулся Александровский сад.

В 1744 году были сделаны надстройки, и основное здание было связано при помощи просторных галерей с достроенными флигелями, состоящими из двух этажей. В дальнейшем дворец не раз подвергался изменениям каждый раз, когда к власти приходил новый правитель. Но самая большая реконструкция архитектурного сооружения была выполнена при правлении императрицы Елизаветы. В 1752 году она была начата, и проводилась под руководством архитектора Франческо Растрелли.

Восстановление после войны

Дворце Екатерины в царском селе был полностью разрушен во время военных действий, а большинство его интерьеров были утрачены. Многие экспонаты были потеряны ещё до второй мировой войны, когда ценные скульптуры, предметы живописи и прикладного искусства распродавались за бесценок. Некоторые ценные работы в то время перешли в Эрмитаж. В 1959 году реставрация шести залов разрушенного Екатерининского дворца была завершена, и они открылись для посетителей. В 2003 году была полностью восстановлена и главная достопримечательность дворца, называемая Янтарной комнатой. Фото и видео о которой смотрите в статье.

Архитектура дворца

Строительство величественного архитектурного сооружения протяжённостью 306 м велось искусным мастером стиля Барокко – архитектором Растрелли. Под его руководством определялись размеры архитектурного объекта, внутреннее убранство залов, интерьеры и декор фасадов дворца. Строительство Екатерининского дворца велось в период с 1748 по 1756 годы, а интерьеры строения отражают преимущественно классический и стили Барокко.

Великолепие этого дворца внутри и снаружи просто потрясает воображение! Торжественность внешнему виду сооружения придают золотистые, голубоватые и белые цвета фасада. Достойным украшением для фасадов дворца служат белые колонны, красивые фигурки атлантов и лепные элементы. Центральная часть здания соединена с пристройками-флигелями крытыми галереями. К северу от центрального здания находится дворцовая церковь, украшенная 5-ю позолоченными куполами. В южной же части здания раньше располагалось парадное крыльцо, а сейчас красуется позолоченный купол, шпиль которого украшен звездой.

Оформление интерьеров Екатерининского дворца в царском селе осуществляли несколько выдающихся мастеров, среди которых – Растрелли, Василий Стасов и Чарльз Камерон. По их проектам были созданы Большой зал дворца, несколько залов для гостевых приёмов, императорские покои, светлая галерея (самый большой дворцовый зал), Купольная столовая, Лионская гостиная, Серебряный кабинет, Табакерка, Китайский зал, Опочивальни.

Как добраться?

Добраться до Екатерининского дворца можно самостоятельно. Туристам нужно добраться от Витебского вокзала или станции метро «Московская» к железнодорожному вокзалу города Пушкин. Отсюда можно пересесть на автобус либо маршрутное такси, которые доставляют пассажиров к Государственному музею-заповеднику «Царское село». Добраться сюда без пересадок можно от станции метро «Звёздная» или «Купчино», на 186-м автобусе. Местонахождение екатерининского дворца определяется адресом улица Садовая, 7.

Что обязательно нужно посмотреть туристам

Пребывая на территории Екатерининского дворца, обязательно посетите его прекрасные и славящиеся своими интерьерами залы

Янтарная комната. Ей по праву присвоено звание Восьмого чуда света, а появилась она во дворце в 1775 году. В это время императрица Елизавета Петровна приказала перевезти в резиденцию панели из натурального янтаря, до этого украшающие Зимний дворец. Правда, этих панелей не хватило для декорирования всей комнаты, и потому архитектор Растрелли, руководивший процессом преображения помещения, принял решение дополнить декор зеркалами и росписью под янтарь. Впоследствии некоторые холсты были заменены на панели из настоящего янтаря.

Тронный зал. Самое большое по площади помещение Екатерининского дворца. Здесь – самые высокие потолки, достигающие 7-ми метров. Дополнительное расширение этой комнате придают многочисленные зеркала и огромные окна. Именно здесь в прошлых веках проводились банкеты, светские мероприятия, балы, приёмы и торжественные обеды. На потолке Тронного зала посетители смогут увидеть красивые росписи, созданные художниками Франчуоли и Вундерлих.

Арабесковый зал

Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.

Видео



Так же все выше, перечисленное. Вы можете посмотреть не только на фото, но и в небольших видео фильмах. Представить себе по истине, царское убранство и интерьер дворца. Так же если вы ранее бывали во дворце, поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями. Или подпишитесь на один из наших каналов и получайте самые свежие обзоры о Красотах России.

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Сохранение старовозрастных деревьев имеет не только экологическое, но и важное культурно-историческое значение. Деревья-патриархи связаны с историческими лицами, событиями, воспоминаниями, народными преданиями и традициями.

Старая ива

Старые деревья с давних времен являлись святынями, о них слагались мифы и предания, литературные произведения.

Более 100 лет назад в Европе и США началась деятельность по систематической охране вековых деревьев, включавшая их инвентаризацию, уход и охрану места произрастания, а также воспитательную работу с населением. Старые деревья снабжались указателями, мемориальными табличками и даже награждались медалями. Издавались альбомы об интересных деревьях, связанных с событиями истории и культуры. На их гибель нередко публиковались некрологи. Охрану деревьев от вырубки осуществляла общественность, учреждения, религиозные организации или закон. Под охрану брались не только старые, но и своеобразные деревья, отличающиеся необыкновенными чертами или исторической значимостью.

В черте города Москвы произрастают несколько тысяч деревьев, возрастом более 100 лет – липы, дубы, вязы, лиственницы и другие. Многие из них находятся на особо охраняемых природных территориях парков и заказников или являются памятниками природы.

Екатерининский парк не исключение.

В древности эта местность входила в состав села Сущева. В XVII в. здесь была роща, сохранившаяся и в XVIII в. В «Описании городской выгонной земли 1763-1780 гг.» здесь значится «Сущевская слобода Новгородской сотни и принадлежащая к ней земля разного звания людей, площадью в 77 десятин 1181 кв.

До наших дней сохранились дубы, которым около двух сот лет, почти в самом центре парка, стоит ива, которой уже перевалило за 200, и поразительность заключается в том, что ивы вообще не живут больше 100 лет, а наша стоит, выносит все тяготы городской жизни и капризы природы.

December 20th, 2014

Константинова В.В. ген. директор ООО «ПиК»

Филиппова О.А. хранитель парков ГМЗ «Царское Село»

История одного дуба

«…..Самые мудрые люди – это деревья.

И самые лучшие тоже.

Корни в земле, голова в небе.

Служат всем, и зверью, и птицам, и людям.

Никуда не перебегают, не предают,

не изменяют своей природе. Умирают стоя.

И после смерти согревают своим теплом …»

«Фрески» Максим Яковлев

Многое помнят старые деревья. И если о людях и событиях, которым они были свидетелями, мы вряд ли от них что-нибудь узнаем, то своим местоположением и фактурой они свидетельствуют о первоначальном замысле садовника, ландшафтного архитектора. И подчас это единственные свидетели…

Екатерининский парк – первый пейзажный парк в России. Созданный в 60-80гг 18 века по образцу английских парков, он, тем не менее, еще сохранял некоторые черты регулярного парка, в частности многие пейзажные дорожки оформлялись рядовой посадкой деревьев с одной или с обеих сторон. С тех времен сохранилось не так много деревьев, тем ценнее каждый экземпляр, доживший до наших дней. Одним из самых красивых и могучих деревьев несомненно является дуб черешчатый, растущий недалеко от Фонтана «Девушка с кувшином» или «Молочница». Сейчас возраст этого дуба оценивается по данным инвентаризации 2000г в 270 лет (более точно определить возраст методом кернения невозможно, т.к. сердцевина ствола повреждена гнилью). По плану В.И.Неелова, более подробно затем проработанному И. Бушем, на этом месте как раз проходила дорожка с аллейной посадкой деревьев с двух сторон.

И, возможно, наш великан остался от той регулярной посадки. Со временем планировка несколько великан остался от той регулярной посадки. Со временем планировка несколько изменилась и наш дуб превратился в могучее солитерное дерево, растущее на краю большого луга. С установкой фонтана «Молочница» копозиция этого района была завершена. В 20-м веке четкость композиции была нарушена из-за большого количества самосевных деревьев, которые закрывали старовозрастные деревья, и разросшихся кустов вокруг фонтана. За основу реставрации, проведенной в 80-х годах, была взята литография А. Мартынова 1821-1822гг.

Литография А. Мартынова 1821-1822 гг.
«Главной задачей при восстановлении исторического пейзажа, - пишет автор проекта Н.Е.Туманова, - было найти гармоничное соотношение элементов композиции, восстановить структуру и колорит насаждений и, как результат, воссоздать романтический характер этого пейзажа». Выявленные и освобожденные старовозрастные вязы и могучий дуб как нельзя лучше способствовали созданию романтического настроения. К сожалению, в 2000-х вязы погибли (по-видимому, вследствие голландской болезни) и дуб остался в гордом одиночестве.

Благодаря близости знаменитого фонтана наш дуб запечатлен на многих изображениях и фотографиях. Здесь приведены некоторые из них, в основном интересующее нас дерево, проглядывает из-за спины скульптуры девушки разбившей кувшин:)))

Вот сам наш дуб. Фото сделано в 2012 году.

Открытка. Начало XX века.


Фото. Начало XX в.

А.Ахматова у фонтана "Девушка с кувшином"

В 2011г по заказу ГМЗ «Царское Село» ООО «ПиК» провело полное обследование старовозрастного дуба с подготовкой паспорта дерева, а также осуществило ряд мероприятий по уходу и повышению жизнестойкости старовозрастного дерева. Специалисты ООО «ПиК» имеют большой опыт работы в области обследования, сохранения и ухода за старовозрастными деревьями в исторических парках, таких как Летний сад, Михайловский сад, парки Петергофа Царского Села. На сегодняшний день это единственная организация, способная выполнить полный комплекс работ, начиная от детального обследования до лечения и подкормки, как корневой, так и внекорневой. Работы проводятся по оригинальной методике, разработанной специалистами ООО «ПиК», утвержденной в КГИОП Санкт-Петербурга и получившей одобрение ведущих специалистов в этой области. Специальное томографическое оборудование позволяет заглянуть внутрь ствола, не нарушая его целостности, а также сделать выводы о состоянии корневой системы.

Интересующий нас дуб был обследован в середине октября, когда температура воздуха еще была устойчиво положительная (это важно для получения достоверных результатов). Дерево двуствольное, оба ствола были обследованы на высоте 220-240см от уровня земли. Результаты обследования представлены на фотографиях томограмм. На основании анализа полученных томографических срезов можно сказать, что состояние стволов не одинаково. Западный ствол имеет небольшую область гнили в центре ствола, в целом, учитывая возраст дерева, состояние его удовлетворительное.

Гниль отмечена красным.

Восточный ствол имеет более обширную область гнили с выходом на поверхность в виде дупла и является, несомненно, более ослабленным.


Корневая система равномерна по окружности дерева и все корни, по-видимому, живы (в пользу этого свидетельствуют синий и зеленый цвет линий на томограмме).


Самое главное теперь, это сохранять дерево, используя специальные приемы.
Регулярное проведение таких обследований позволяет следить за изменением состояния дерева и принимать срочные меры, когда это необходимо. В паспорте дерева даны рекомендации по уходу за деревом. Часть из них была выполнена уже в 2011г.: вырезана сушь, установлена стяжка, поддерживающая оба ствола, пролечены дупла и сухобочины. Рекомендованы также корневые и внекорневые подкормки, которые, как показывает опыт, очень хорошо сказываются на общем состоянии дерева, качестве листвы и кроны, повышают общую стрессоустойчивость.Близость дерева к знаменитому фонтану, а также могучая фактура, всегда привлекает большое количество посетителей, желающих сфотографироваться рядом с деревом. Трава под ним вытоптана, почва уплотнена, поэтому рекомендовано установить защитную ограду вокруг дерева по радиусу кроны, чтобы избавить корневую систему от лишней нагрузки. Выполнение всех рекомендаций и регулярность проведения необходимых мероприятий может продлить жизнь дерева и повысить его декоративность.

Старые деревья – необходимый элемент пейзажного парка, создающий романтическую атмосферу, позволяющий отключиться от сиюминутных проблем и настроиться на лирический лад. Наша задача – сохранить их для потомков насколько это возможно, благо современные технологии позволяют поддерживать жизнеспособность старых деревьев, не забывая при этом о безопасности и декоративности.

Список использованной литературы:

Н. Давыдова «300 лет Царскому Селу – городу Пушкину» Серебряный век, С-Пб,

А.Г.Раскин, Д.А.Кючарианц «Царское Село» Лениздат, 2005

А. Сочагин «Царское Село в открытках конца XIX – начала XX века» С-Пб 2008

Н.Е.Туманова «Екатерининский парк» , Стройиздат. С-ПБ, 1997г.

И. Яковкин «Описание Села Царского или спутник обозревающим оное» «Коло» С-



Copyright © 2024 Туристический портал - Weekendincity.