Тур 'Поход на коньках по Байкалу' (Байкал) – Коньки. Как пойти в поход на коньках по байкалу Выводы по походу по льду Байкала на коньках

Начало похода: Иркутск, до 10 утра Окончание: Иркутск, после 14:00

Как пойти в поход на коньках по Байкалу
  • заполните заявку прямо на этой странице, мы свяжемся с вами и поможем подготовиться;
  • купите билеты и пришлите нам их копию для подтверждения участия в программе;
  • cоберите все из списка необходимых вещей;
  • встретьтесь с нашим гидом в указанном месте.

Если у Вас есть вопросы - звоните/пишите, наши консультанты с радостью ответят.

Оплата и дополнительные расходы

Оплатить поход Вы сможете инструктору при встрече в Иркутске (в рублях) или перечислить деньги на банковскую карту до похода.

Дополнительные расходы:

  • 500 руб/день - аренда коньков
  • волокуши - 1000 руб
Аренда коньков

Мы можем забронировать Вам прокат коньков в Иркутске. НО для этого Вы должны подать заявку на поход минимум за 3 месяца до даты старта (до 01.12.2019) и перевести нам предоплату в размере 5000руб (стоимость проката коньков). Иначе мы не можем гарантировать наличие свободных коньков в центре проката.

Учтите, что мы проводим поход в то небольшое погодное окно, когда лёд идеален для катания. Конечно же, в это время очень много желающих. Поэтому не рассчитывайте на прокат коньков, если Вы решили поехать на Байкал в последний момент (с нашим клубом или самостоятельно) - его там просто не будет.

Также обязательно оформите медицинскую страховку и скиньте ее фото или скан менеджеру ПЕРЕД походом.

Как добраться до места встречи

Самый быстрый способ добраться до места в встречи группы в Иркутске это самолет из Москвы или Спб - примерная стоимость 25000 руб. Есть второй вариант, который занимает больше времени, но стоит практически в 2 раза дешевле: самолет из Москвы/Спб в Красноярск - 8000 руб, а затем поезд до Иркутска (1200 руб - плацкарт, 2500 руб - купе, 18 часов в пути). Для тех кто совсем никуда не спешит: поезд Москва/СПб - Иркутск, 4500 руб - плацкарт, 9000 руб - купе (в пути 4-5 дней)

Коньки и волокуши для похода по Байкалу

Главным требованием к участникам этого похода является умение кататься на коньках. Конки можно взять на прокат в Иркутске, но мы рекомендуем иметь свои. Перед походом коньки стоит заточить и тренироваться именно в тех коньках, в которых поедите на Байкал, чтобы успеть разносить и выявить все недостатки. Если вы берете свои коньки, то подойдут любые, кроме фигурных. В них холодно, они не держат голеностоп, зубчики будут цепляться за неровности на льду.

Волокуши можно купит в Иркутске по прибытию, инструктор поможет вам с этим. Примерная стоимость - 1000 рублей.

Особенности и нюансы похода по Байкалу

Маршрут похода запланирован таким образом, что его большая часть проложена по льду озера, однако будут участки, которые мы будем проходить по суше.

Ночевать мы будем либо в своих палатках, либо на турбазах. Теплые вещи и хорошие спальники обязательны для зимнего похода на коньках по Байкалу. Большим преимуществом в этом походе будет использование саней-волокуш, поэтому большую часть пути наши спины не будут отягощены рюкзаками.

Питание на Байкале

В походе будет классическое туристическое питание, калорийное и сытное: гречка с тушенкой, макароны с сыром, кетчупом и колбасой, бутерброды, овсянная и рисовая каши с сухофруктами, шоколад, печенье, халва, орехи, чай/кофе...

Нужно знать

  • все вещи везем на волокушах (вес 15-18 кг);
  • готовим еду на газовых горелках, реже на костре;
  • все принимают активное участие в жизни лагеря, дежурят;
  • ночевки : в палатках на льду и на турбазах.

Нить маршрута по Байкалу

Иркутск — Мыс Кристовский — урочище Ая — пролив Ольхонские ворота — проселок Сахюрта (МРС) — Малое море — остров Огой — Ольхон — скала Шаманка — мыс Хобой Хужир — Иркутск

День 1. Знакомство с Байкалом

Участники похода встречаются с инструктором в Иркутске. Далее нам предстоит проехать 230км на западное побережье озера, к поселку Багульдейка, откуда стартует наш поход по Байкалу. Поселок раскинулся на берегу Байкала в устье одноименной реки и окружен живописными хребтами Восточных Саян.

Размещаемся на турбазе, подгоняем коньки и совершаем пробный выезд на лед. Завораживающие пейзажи, уникальные ландшафты, изумительный лед никого не оставят равнодушными. Накатавшись, возвращаемся на базу отдохнуть — завтра нам понадобятся силы.



День 2. Пролив Ольхон

Сегодня нас ждет первый тяжелый ходовой день. Двигаемся на север к проливу Ольхонские ворота. Именно этим узким проливом юго-западная часть Ольхона отделяется от материка. Наша первая ночевка в палатках будет рядом с ручьем Кристовский.



День 3. Танжеранское плато

Продолжаем наш поход по Байкалу. Сегодня мы остановимся в урочище Ая на Тажеранском плато. Разбиваем лагерь, а вечером налегке поднимаемся на гору, откуда открывается величественный вид на замерзший Байкал. Здесь очень тихо и безлюдно в это время года.



День 4. Сахюрта (МРС)

Сегодня группе предстоит долгий переход до поселка Сахюрта (более известного как МРС), ночуем в домиках, так что будет возможность отогреться и плотно покушать. Сахюрта —бурятское название, образованное от сахюур — "кремень", здесь когда-то добывали этот минерал. МРС — транспортный узел со множеством мини-отелей, турбаз, гостевых домов.



День 5. Льды Малого моря

Дальнейший наш путь пройдет по удивительно красивому льду Малого моря. Это участок Байкала между Ольхоном и Большой землей. Берега залива Малого моря сильно изрезаны бухтами, изучением которых мы и займемся. Часть таких бухт окружена величественными горными хребтами и диким таежным лесом. Также сегодня мы посетим остров Огой, где находится буддийская Ступа Просветления. Места эти очень красивые и приятно будет провести здесь ночь. Лагерь ставим рядом с небольшим озером Хоной.

День 6. Скала Шаманка на Ольхоне

Продолжаем наш путь по льду. Идем к поселку Хужир - самомму большому населенному пункту на острове Ольхон. Осматриваем скалу Шаманка - визитную карточку острова. Ночуем на турбазе в тепле и комфорте.


День 7. Мыс Саган-Хушун и Хобой

Последний ходовой день треккинга на коньках по Байкалу. Достигаем самой северной точки острова - мыса Хобой, по пути осматриваем мыс Саган-Хушун. Вечером уезжаем в поселок Сахюрта по уже полюбившимся местам. Окружающие виды останутся в памяти надолго, в этот поход по Байкалу мы сделаем много фотографий, найдем новых друзей и вдоволь наиграемся в снежки.. Ночуем на базе.


День 8. Возвращение домой

Наш поход по Байкалу подошел к концу. Скорее всего, будет немного грустно расставаться с фантастическим Байкалом и возвращаться к цивилизации. К обеду будем в Иркутске, откуда отправимся по домам.



Помните, что вы идете в зимний поход. На Байкале могут быть сильные ветра, поэтому рассчитывайте, что температура может опускаться до -25. Одежда не должна быть в обтяжку, лучше если она немножко великовата.

Одежда на Байкал

  • Гамаши/ бахилы (фонарики)
  • Головной убор (Шапка, Балаклава, бафф)
  • Тёплая куртка (максимально лёгкая по весу, желательно пуховик)
  • Пуховая жилетка
  • Удобное нижнее белье
  • Теплые шерстяные носки
  • Треккинговые носки
  • Перчатки/варежки (желательно пуховые или меховые)
  • Перчатки рабочие
  • Теплая кофта высокая горловина (флис)
  • Термобелье теплое (комплект, верх и низ)
  • Термобелье тонкое (комплект, верх и низ)
  • Треккинговые ботинки (демисезонные/зимние голеностоп фиксирован, толстая подошва). Ботинки должны быть на 1-2 размера больше, чтобы не обморозить ноги.
  • Бивуачная обувь (валенки, войлочные ботинки)
  • Штаны (штормовые/ горнолыжные)
  • Бивуачные теплые штаны

Снаряжение в поход на коньках

  • Наколенники и налокотники
  • Рюкзак для длительного похода (90 л - мужчины, 70 л - женщины)
  • Пояс для крепления саней и карабин (может быть обвязка)
  • Треккинговые палки
  • Туристические коврики: ижевский + надувной, или хотя бы 2 ижевских.
  • Палатка
  • Спальник зимний (t комфорта -15)
Что взять в поход по Байкалу

Документы на Байкал

  • Паспорт
  • Полис страхования
  • Деньги на дополнительные расходы

Второй поход на коньках:

Самое главное — это осознать, что все возможно и не боятся осуществить мечту. После чего нужно грамотно спланировать маршрут, подготовить снаряжение, подготовиться физически, найти надежных попутчиков, научиться уверенно кататься на коньках, и тогда вы получите огромное удовольствие от похода по Байкалу — самому большому в мире катку.

Когда ехать?

К середине января обычно замерзает север Байкала и Малое море, а к началу февраля покрывается льдом оставшаяся часть Байкала, оставляя не замерзшим лишь небольшой участок в районе истока Ангары. Сроки могут варьироваться. Начинает освобождаться ото льда в конце апреля-начале мая.
Кататься на коньках по льду можно с середины января до апреля (опять же зависит от местоположения — север или юг, в апреле уже становится опасно). При этом не стоит выходить на лед сразу после того, как Байкал замерз — лед еще тонкий и постоянно трескается, рвется. Точно так же нельзя выходить на лед, когда после потепления он меняет свою структуру, теряя прочность.
На мой взгляд, лучшее время для путешествий по Байкалу – это конец февраля – начало марта. Еще не слишком тепло, чтобы начал портиться лед (он мутнеет и образуются трещинки-кружева), и уже не слишком холодно.
Толщина льда в это время может достигать 50-100см и более.

Куда ехать?

До Иркутска можно добраться на поезде (долго) или на самолете (дорого). Если очень повезет, то билеты на самолет можно купить за 10 т.р. туда-обратно (Москва-Иркутск-Москва). Нам не повезло — билеты начали дорожать и мы купили за 7 т.р. в один конец, а потом билеты подешевели на несколько дней до 5 т.р.

Есть некоторые нюансы по посещению заповедников и нацпарков.
— Прибайкальский нацпарк. Граница по воде в нескольких метрах от берега.
Недавно приняли антинародный закон, обязывающий получать платное разрешение на посещение нацпарка. У нас не возникло никаких проблем с работниками нацпарка, но по информации отсюда это вскоре исправят, и проблемы будут.
— Байкало-Ленский заповедник. Несколько метров от берега.
— Забайкальский нацпарк. Граница (если верить схеме с официального сайта) – несколько километров от берега. Заповедные зоны – Святой нос (южная и северная оконечности) и Ушканьи острова.

Многие договариваются о ночлеге на кордонах нацпарков/заповедниках, на метеостанциях.

Если хотите теплых ночевок, то можно ночевать на турбазах, в зимовьях (только надо заранее узнать, действительно ли зимовье, отмеченное на карте, существует). Дрова есть почти везде (проблемы с дровами могут возникнуть от Усть-Анги до Ольхона и на самом Ольхоне. Смотрите на картах безлесные участки.

При планировании маршрута лучше всего пользоваться картами генштаба либо картами отсюда (правда привязка многих объектов неточная).

Если ехать не напрягаясь и все смотреть по пути, то можно закладывать 25-30км в день. Тем более есть вероятность выпавшего снега, плохого льда, торосов. Все это сильно замедляет движение. Волокуши по снегу заметно тормозят.
Если бы ехал один, то закладывал бы километров 50-60 при условии хорошей физической формы (меньше времени на сборы, меньше остановок, едешь в своем темпе).

Чтобы было от чего отталкиваться, приведу данные по скорости. Для меня комфортной скоростью без ветра по гладкому льду была в районе 15км/ч, правда, я бы наверное не стал в течение всего дня держать такую скорость. Максимальная– 27км/ч, и 24км/ч толкаясь только палками. Все с волокушами. Без волокуш удалось разогнаться 35км/ч по ветру, быстрее уже не позволяет конструкция коньков — ботинки начинают цепляться за лед. В общем-то, схоже с моей скоростью передвижения на гоночных беговых лыжах налегке в ненапряжном темпе, ну чуть помедленнее. Если техника езды и физуха не ахти, то скорость будет ниже, у меня по лыжам 1 разряд, техника езды на лыжах напрямую влияет на скорость катания на коньках с палками.

Опасности:

1) Торосы.

На мой взгляд – это одна из самых опасных вещей, с которыми можно столкнуться на зимнем Байкале. Когда идешь по ним с тяжелым рюкзаком (и даже без оного), можно упасть и сломать/повредить ногу (и не только ногу). Даже когда идешь в ледоходах, нет уверенности в том, что не соскользнешь. Явно не хватает кошек. Скользко. Некоторые льдины торосов двигаются, когда на них наступаешь, ломаются под ногами.

2) Сильные ветра до 20-40м/с. Низкие температуры. Ветер всегда разный – встречный, попутный, боковой, иногда штиль.

С погодой может повезти, а может и нет. В первом походе в середине марта самое холодное было в районе -12 градусов ночью, но могло быть и -30. Днем была и плюсовая температура. Во втором походе с конца февраля по начало марта было существенно холоднее — до -15 днем и до -28 ночью. Так что, если собираетесь в поход не позже середины марта, то будьте готовы к -30 ночью. Если поедете в январе-феврале, то наверняка будут морозы до -30 -40 градусов как ночью, так и днем. Подробный архив погоды есть на rp5 .

Обязательна ветрозащитная одежда — брюки, куртка с капюшоном, маска, закрывающая нос и рот, шапка, балаклава, перчатки (если куртка с капюшоном, то балаклаву и шапку можно без ветрозащиты). Обязательно теплая куртка — лучше пуховка. Рекомендуется вторая обувь для бивака (может еще пригодиться, если промочите основную). Перчатки (минимум пара комплектов), варежки, носки. В интернете можно найти кучу информации по снаряжению для зимних походов (лыжные походы, несложные восхождения). Одежда для походов по Байкалу примерно соответствует такой раскладке.

Теплый спальник или 2, лучше синтетика. На низ — два ижевских коврика / надувашка / ижевский коврик+надувашка

Для меня оптимальным набором одежды стал:

1. Трекинговые ботинки с мембраной (ходовые и для стоянки). Лучше брать для стоянки отдельные теплые ботинки, либо утепленные бахилы, но мне хватило одной пары. Главное на ночь убирать ботинки в спальник, чтобы они были утром теплыми и чуть-чуть просохли.
2. Носки Polartec 200 (для стоянки). Можно шерстяные носки.
3. Носки трекинговые очень теплые (ходовые, не воспользовался)
4. Носки трекинговые тонкие — 2шт (ходовые)
5. Носки трекинговые средней толщины (ходовые)
6. Фонарики (на случай снега)
7. Варежки теплые (вместо них можно верхонки)
8. Перчатки легкие с утеплением на тыльной стороне ладони
9. Перчатки теплые горнолыжные
10. Очень тонкие флисовые перчатки (утепляющий слой, продается в Декатлоне)
11. Очень тонкая флисовая шапка (утепляющий слой, продается в Декатлоне)
12. Шапка ветрозащитная Polartec Windbloc
13. Шапка теплая Polartec Power Stretch/Classic 200
14. Ветрозащитная маска на лицо
15. Тонкая балаклава
16. Бафф
17. Брюки-самосбросы ветрозащитные (ходовые)
18. Брюки утепленные с термофайбером (для стоянки)
19. Тонкая терма низ
20. Брюки теплые Polartec 100 (утепляющий слой на холодную погоду)
21. Пуховка
22. Куртка мембранная ветрозащитная
23. Куртка-флиска Polartec High Loft (почти аналог Classic 200, только чуть теплее и легче)
24. Флиска Polartec 100
25. Тонкая терма верх
26. Футболка х/б
27. Трусы Polartec Power Dry тонкие

Общий вес одежды без учета ботинок — 5 кг. Если вы мерзляк, то лучше взять еще что-нибудь. Особенно это касается второй пары обуви.

Спальник — Marmot Trestles 0 Long. Очень теплый, но тяжелый.

3) Трещины.

Весь Байкал буквально пронизан трещинами. Крупные (шириной от 10см) встречаются относительно редко, в основном это трещины толщиной от человеческого волоса до пары сантиметров. Редко встречаются участки размером больше 2х2 метра, где нет ни одной трещины. Можно очень неудачно въехать в узкую трещину, идущую параллельно движению, и конек может застрять (и даже сломаться), моментально вас остановив. Поэтому особенно аккуратно нужно ехать в том случае, если выпадет снег, так как трещины могут быть не видны.

Открытые трещины в основном достаточно узкие. Желательно, чтобы кто-то подстраховывал при их прохождении. Если ширина трещины метра два, то тут уже надо что-то придумывать. Некоторые используют доски, чтобы через них пройти. Чаще всего очень широкие трещины встречаются при пересечении Байкала с запада на восток, которые, впрочем, где-то могут сузиться, если ехать вдоль. Если вы знаете, как нужно переходить широкие трещины, напишите мне, я добавлю эту информацию в FAQ.

Если ночуете на льду — внимательно выбирайте место под палатку. Ни в коем случае не ставьте палатку на «припое», ночью лед может разорвать вместе с палаткой. На Хобое в 10 метрах от нашей палатке разошелся лед, образовав 30 см трещину. Лучше всего ставить палатку на «черный» лед. Там, где очень тоненькие трещинки. И наверное вдоль припоя, чтобы уж наверняка в случае чего лед разошелся не под палаткой, а рядом.

4) Тонкий лед и пропарины.

Пропарины — это полыньи, образующиеся вследствие воздействия теплых ключей (м. Кадильный, м. Крестовский, м. Ухан, Ушканьи острова, Нижнее Изголовье Святого Носа). В этих местах нельзя подходить близко к берегу. И вообще всегда будьте аккуратны при подходу к берегу — в районе камней (особенно весной) лед подтаивает и утончается или отсутствует. Следите за цветом льда: если впереди вас он вдруг резко меняется, то лучше сбавить скорость.

5) Солнце.

Можно легко обгореть — солнечные лучи прекрасно отражаются от поверхности Байкала. Берите солнцезащитный крем и обязательно очки/горнолыжную маску.

6) Дикие животные.

На восточном берегу вероятность встретить диких животных в разы больше, чем на западном. Бывалые говорят, что нужно брать хотя бы минимум защиты – фальшфейеры от медведей шатунов. Тем не менее вероятность их встретить мала.

7) Треск и грохот льда.

Это скорее не опасность, но все равно лучше об этом знать заранее.

Байкал периодически издает звуки, которые окружают со всех сторон – вокруг, под тобой – раздается треск, грохот, бульканье, звуки ударов огромных льдин друг о друга. Это нормально и бояться не стоит.

В нашем походе Байкал был особенно разговорчив через 1-2 часа после заката, поздно ночью он засыпал, и затем снова просыпался сразу после рассвета. Днем Байкал неразговорчив, лишь изредка может раздаваться мощный треск проседающих под тобой льдин. Это происходит, когда подъезжаешь к большой «живой» трещине, которая то замерзает, то снова обнажает воду.

Довольно часто, когда катишь вечером, ставишь конек на лед, а из-под него моментально расползаются тоненькие трещинки толщиной с волос и глубиной несколько сантиметров. Обычно это отдельные трещинки, а иногда — целая паутина. При этом слышен характерный треск, который поначалу немного пугает от неожиданности. Что удивительно, достаточно длинные (от нескольких метров) трещины могут пронизывать лед полностью, а еще могут быть только на поверхности глубиной несколько сантиметров. Лед настолько прозрачный, что, когда под тобой образуются трещины глубиной 2-5см, кажется, будто это и есть истинная толщина льда, в первый момент даже становится жутко, но потом понимаешь, что здесь толщина льда 50см (в этом году лед встал поздно, поэтому лед тоньше, чем обычно). Неглубокие трещины могут быть даже в толще льда, не затрагивая ни поверхность, ни дно льда, идут они параллельно поверхности.

И теперь самое интересное — специальное снаряжение.

Коньки.

Следует понять, что поход на туристических коньках с использованием палок по Байкалу схож походу на лыжах коньковым ходом! Техника абсолютно такая же!
Прозвучит немного странно, но для похода на коньках по Байкалу нужно готовиться на лыжах, а не на коньках. Хотя на льду все равно надо уметь стоять, не бояться

Рассмотрим варианты коньков для походов по Байкалу:
1) Хоккейные, фигурные, беговые. Это плохой выбор для похода. Ниже объясню почему.
2) Специальные туристические:
а) с креплением под треккинговый ботинок
б) с креплением под лыжный ботинок.
Сама основа одинаковая, отличаются только креплением. У нас были с креплением под треккинговый ботинок.

Чем хороши такие коньки?
Скорость, устойчивость и самое главное – проходимость. Туристические коньки благодаря конструкции носка съедают большие трещины и неровности, на которых в обычных коньках (особенно фигурных и хоккейных) вы будете летать мордой об лед.
Их легко снять и снова надеть, чтобы пройти торосы, не переобуваясь.

Треккинговые ботинки должны быть высокими и жесткими. Лучше брать ботинки демисезонные без утеплителя, т.к. утеплитель будет отсыревать и в походе его не просушить. Намного проще менять носки, чем высушить ботинки с утеплителем. У меня были треккинговые ботинки с мембраной на 1 размер больше. В тонких носках до -15 во время езды было тепло.

Как я уже говорил, вы будете катить как на лыжах коньковым ходом, поэтому мое мнение (и не только мое) такое – коньки с креплением под лыжные ботинки подойдут лучше, чем под треккинговые. К тому же лыжные ботинки намного проще снять с коньков, чем треккинговые, что удобно при переходе торосов пешком. Ищите туристические лыжные ботинки с прочной и цепкой подошвой, чтобы в них можно было ходить по торосам, и может даже по камням, чтобы не переобуваться, когда хочется ненадолго выйти на берег что-то посмотреть. Ботинки должны быть обязательно высокими под конек, с поддержкой голеностопа. Крепления тоже коньковые (не универсальные), обязательно с жесткой резинкой (флексором) – SNS, NNN серий Skate. Берите механические, так как автоматические выстегивать намного сложнее, особенно если обледенеют. SNS Pilot лучше не брать – больше шансов повредить штырьки креплений ботинок, больше шансов зацепиться и упасть, чаще будут забиваться снегом и льдом.

Коньки бывают разной длины – 45, 50 и 55см. Мне так и не дали однозначного ответа, какая длина лучше. У Isvidda длина лезвий позиционируется в зависимости от размера ботинка. Причем если на большой ботинок (от размера 44 евро) можно надеть коньки любой длины, то на маленький ботинок только 45см.
У меня коньки с лезвием 55см. Все хорошо, но пешком с длинными лезвиями ходить хуже (например, иногда нужно перейти закрытые трещины, небольшое поле невысоких торосов, островки снега). Поэтому лучше взять коньки с лезвиями покороче.
Могу порекомендовать коньки фирм Isvidda и Lundhags. Первые – дешевле, вторые – дорожи, но лучше, сделаны более качественно, и, судя по лезвию, в них лучше ехать по снегу. Мы заказывали коньки Isvidda Multiskates из Швеции (ссылка чуть ниже), обошлись в 3800р. (вместе с доставкой).

На фото коньки с лезвиями 50см.

Коньки быстро затупляются. Это немного раздражает, но не сильно критично.

Центровка лезвий: сзади – по центру пятки, спереди – между большим и указательным пальцем. Крепление под пятку рекомендуется поджать под размер ботинка таким образом, чтобы ботинок плотно сидел, и пятка не выскакивала.

Палки.

Можно конечно катить без палок (если у вас не туристические коньки, заточенные под лыжный ход), но с ними все же проще.

Кому как нравится, но мое мнение – ростовка под конек, то есть рост минус 15±5см. Толкаться будете эффективнее, чем с короткими палками. Хотя новичкам может показаться проще с более короткими.
Единственный минус – с длинными палками менее удобно идти пешком, через торосы например.
Можно треккинговые палки, но желательно с заостренными наконечниками, как у лыжных палок, т.к. они больше подходят для льда. Наконечники должны быть обязательно заточенными твердосплавными – победит, карбид. Можно купить недорогие палки с обычными стальными наконечниками, а лапки заменить на лыжероллерные опоры (лапки), наконечники которых сделаны, как правило, из победита.
Для замены потребуется:
1) Фен (желательно промышленный), чтобы нагреть и снять лапки. Также можно попробовать поместить в горячую воду.
2) Термопистолет, которым нужно будет нанести термоклей на палки, и потом сразу же насадить лапки (опоры).
3) Если посадочный диаметр лапки (опоры) больше диаметра палки, то можно обмотать палку пластырем, прежде чем наклеивать лапку.
Материал палок – алюминий или титан. Никакого карбона и стекловолокна – сломаете при первом же падении.

Ручка палок желательно пробковая — лучше сцепление, рукам теплее. Темляки палок желательно быстросъемные (клипы). Особенно актуально, если много фотографируете. Стоит брать полноценные темляки с полным захватом кисти, то есть не просто одна стропа.

Мне очень понравились палки KV+ Alu Snow Clip — палки с быстросъемными темляками. Мне, как фотографу, было очень удобно за секунду отстегивать руку с темляком от палок. Аналогичные палки — Leki Crosslite.

Волокуши/сани.

Волокуши постоянно колбасит из стороны в сторону, но это намного лучше, чем везти рюкзак за плечами. Вес волокуш практически не ощущается, если катить по гладкому льду. Но на снегу все же вес становится заметен — волокуши тянут назад.

Рыбацкие или туристические. Под размер рюкзака, в принципе можно чуть меньше.
Вот отличный вариант крепления рюкзака к саням — ТЫЦ . На мой взгляд вполне достаточно двух поперечных строп при длине саней до 100 см, продольные стропы делать не обязательно.

Я хотел купить туристические сани Арктика, но потом жаба задушила – обошлись бы в 1,5т.р., рыбацкие я взял за 450р. По опыту второго похода могу сказать, что Арктика намного лучше справляется с неровным льдом и торосами, чем рыбацкие сани. Такие сани были у двух участников нашей группы, и они переворачивались гораздо реже. Но и весят на 1,5 кг больше. Сани синего цвета лучше — там немного другой материал.
Длина веревки – 3-5 метров, толщина в районе 5мм. Длиннее – плохой контроль, короче – тоже неудобно. Мне было нормально с веревкой длиной 3-4 м.
Лучше использовать одинарную веревку с креплением к поясу/ремню через карабин (с двумя веревками цепляются палки). У меня был самосшитый ремень из 50мм стропы с трезубцем. Лучше сшить сразу две стропы. Удобно, легко отстегивать (это важно, особенно если вдруг провалишься в воду). Можно воспользоваться поясом от рюкзака. Кому-то нравится крепление веревок на плечи — говорят, что так проще управлять санями. Не знаю — не пробовал.
Бывалые рекомендуют сани с основой из горных лыж/сноуборда. Они катят лучше, чем пластиковые.

Волокуши реагируют на ваши движения с определенным временным лагом, поэтому их кидает из стороны в сторону, иногда переворачиваются.
Особенно аккуратно на торосах (на проезжаемых узких трещинах). При езде на большой скорости сани могут резко воткнуться в торос и моментально вас остановить, что скорее всего закончится падением на спину, можно вдобавок сломать сани, особенно на морозе. Точно так же ваши волокуши может остановить островок снега.
Будьте внимательны при сильном попутном ветре — сани могут уехать вперед вас и влететь в трещину.

Защита.

Не надо ей пренебрегать! Мое мнение: взять наколенники, налокотники и шлем. Привыкнуть к конькам и неровностям, а потом, если уж очень хочется, можно снять. Хотя не рекомендую. Падать больно – я сильно отбил локоть (взял только наколенники), один раз падал на спину головой на шлем.

Остальное специфическое снаряжение и запчасти.

1) Топор. Помимо прямого назначения – добывать лед для растопки.
2) Запасные коньки (пара или хотя бы один). Существуют реальные шансы сломать.
3) Запасная треккинговая палка (я бы не стал брать, но у нас был случай поломки палки).
4) Запасная лапка для палок.
5) Веревка 5-6мм. Может использоваться как запаска, а также на случай, если кто-то провалится под лед. Для этих целей желательно сразу нацепить на нее карабин, чтобы проще было кидать веревку против ветра.
6) Ледобуры (чтобы ставить палатку на льду). Достаточно одного, чтобы не брать лишний груз. Насверлить дырок под острым углом, колышки будут держаться. Если не будут, то можно залить водой, которая вскоре замерзнет. Правда утром придется поработать топором, чтобы их вытащить.
7) Спасалки, или шильца (средство самоспасения при падении в воду, больше актуально для начала сезона, продаются в рыбацких магазинах).
8) Очки/горнолыжная маска, солнцезащитный крем.
9) Ледоходы, чтобы не скользить на льду и торосах (надеваются на обувь, продаются в рыбацких магазинах), либо вкрутить саморезы в ботинки (важно, чтобы саморезы не помешали крепить ботинки к конькам).

Особенности передвижения по плохому льду.

1) Очень плохой лед, торосы, глубокий снег:
— пешком без коньков.
2) Плохой лед, неглубокий снег. При толчке коньком запинаешься.
— либо пешком без коньков, либо толкаться только палками. Лезвия туристических коньков прекрасно кушают неровности.
3) Островки снега длиной 1-5 метров
— предварительно разогнаться, непосредственно перед снегом прекратить толкаться ногами. Слегка приподнять носы коньков, перенести вес на пятки, можно толкаться палками.

Регистрация группы в МЧС.

Не лишним будет зарегистрировать группу у спасателей в ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России» . Кроме указанных способов регистрации у МЧСников можно также зарегистрироваться у них непосредственно в МРС. 7) Американский магазин и шведский магазин — там можно купить туристические коньки.

Кроме Байкала можно ходить в походы по озеру Хубсугул в Монголии. Кто-нибудь знает, какие еще озера подходят для походов на коньках?

Если есть что добавить или заметили какую-то неточность — пишите!

Из переписки по электронной почте:

Витя, к черту Испанию! Хочу на Байкал. Есть еще места в команде?

Места есть, но надо купить коньки (из Финляндии), санки, палки с твердосплавными наконечниками. За неделю успеешь?

Нет, за неделю не успеть. Видимо не судьба:((

Через три дня:

Дима, один участник не едет. Есть вся снаряга. Ты с нами? Покупай билет. Сейчас есть сэйловые!

Через два часа:

Витя, билеты купил! Я в Команде!

Дорога на Хужир

Хорошо, что несмотря на всю мою любовь к планированию, в жизни все еще можно найти место для маневра! Вот и в этот раз, решив, что хочется реального аутдора, а не банального путешествия по Европе, я умудрился вскочить в уходящий поезд и попал в чудесную команду ребят, во главе с Виктором Савельевым (Petzl-Россия).

В этом путешествии для меня было две большие «необычности». Во-первых, наконец-то удалось осуществить еще школьные планы по походу по льду Байкала. Здорово, когда сбываются мечты, которым 20 лет! Ну а во-вторых, я сто лет не ходил в поход в качестве участника, а не руководителя. Скажу, забегая наперед, это классно! Голова освобождается от орг.вопросов для общения с друзьями и Природой.

Рассказ об этом походе (см. ниже) – суть коллективное творчество. Текст написан как мной, так и моими напарниками по байкальскому походу. (Выделено курсивом ). Итак, поехали!

День 1: Москва - Иркутск - остров Ольхон





День 2: Коньковая тренировка и поездка на мыс Саган-Хушун

Первые трещины

У мыса Саган-Хушун



Кристалы льда

Резюме дня от Лены Савельевой:

Проснулись, позавтракали в столовой и начали готовить снарягу к тренировочному выходу на лед. В санях сверлили дырки для крепления веревки и подгоняли коньки.

В 11 утра, на двух буханках, поехали на мыс Хобой. Впервые проехали по льду Байкала на коньках. 5 километров на легке. Здорово! Дальше - ледяная пещера, торосы, скалы. Поднялись наверх и первый раз свысока увидели одновременно Внутреннее (малое) море и Большой Байкал. Было, как обычно, солнце и хорошая видимость. Далеко-далеко, на расстоянии 150 километров, виднелся Баргузинский хребет. После возвращения с вершины - ланч прямо на льду. Даже полакали из трещины байкальской воды. Вкуснятина!

Вечерняя программа была интенсивной: баня, закат с видом на Байкал, Мадера.

Потом продолжение в столовой: вкуснейший свежайший омуль (г/х), водка, Мартини, Манчегорская настойка:)

Ну, и конечно, каждый участник предвкушал начало похода. Уж очень хотелось уже вырваться из цивилизации.

День 3: Первый день похода. Усть-Анга - ледовый лагерь







Устанавливаем первый ледовый легерь

Установка лагеря завершена!





Наш лагерь. Фото: (с) Jean-Philippe Birmele

Байкальский хрусталь

Лена Савельева про этот день:

Наконец-то вырвались из цивилизации!! В 11.00 утра выгрузились из машины и пошли на коньках по льду Байкала. Тепло! Солнце! Сначала пришлось полазить по торосам, огибая мыс, зато потом идеальный лед до самой ночевки (а это редкость, как потом выяснилось:)). Катили по зеркалу Байкала и наслаждались!

Ночевка на льду возле мыса?? Более прекрасной ночевки представить себе невозможно. Разноцветные палатки на ледобурах, ужин на горелках, а кругом сине-белая гладь озера. Светящиеся палатки (а их у нас 7 штук) отражались ночью в прозрачном льду, как гирлянда. Восход солнца сразил наповал:)



Резюме дня, Дмитрий Ковинов :

Начало дня задалось! В бухте у Усть-Анги, где мы начинаем наш поход по Байкалу на коньках - отличный лед! Все в предвкушении, как лошади перед стартом скачек. Не успел я сделать пару кадров, как друзья-товарищи скрылись за горизонтом. Однако не тут-то было! Выход из бухты перегорожен настоящими баррикадами, сложенными из обломков льда. Скорость падает до 500 метров в час! Что же дальше? Если такая засада будет и дальше, то как мы проедем намеченные на четыре дня 200 километров??

Сразу после торосов начали слетать коньки. Вот тебе и поход на коьках! Ремешки креплений совсем не держат! Вместе с дядей Сашей (он у нас в группе реммастер) перепробовали все варианты. Ничего не помогло! Даже на веревочки приматывать пробовали - ерунда! В конце концов, плюнув на все, решаю идти пешком, благо рация есть, да и мимо лагеря не пройду, если идти вдоль берега.

Когда на горизонте из 19 человек нашей группы осталось двое, стало понятно, что моя скорость пешком в разы ниже скорости группы и что-то надо менять.

С десятого варианта придумываю рабочее решение - передний ремень крепления конька пропускаю через шнурок ботинка. Ура!! Теперь носок не слетает и можно ехать!

К обеду догоняю группу, но полностью "убил" руки, так как пока мучатся - ехал почти только на них. Обед пропускаю, так отставать не хочется, черт его знает, что еще выкинут эти треклятые коньки!

Во второй половине дня даже обогнал пятерых и сделал несколько кадров.

Вечером "работаю фотографом" пока все ставят палатки. Ужинаем омулем горячего копчения, взятым еще вчера вечером на Ольхоне и кашей. Много вкусных напитков от 20 до 40 градусов. Толпа из 20 ртов легко приговаривает 1.5 литра горячительного. Вечером заезды и шум ветра, разрывов льда не слышно, так лед теплый, пластичный!

День 4: Ледовый лагерь - Бугульдейка

Текст: Ирина Большакова

Итак, первое походное утро нашего похода по льду Байкала. Рано. Ночь для меня была довольно суматошной, сначала поорали русские песни (пугая французов широтой души и диапазона, неужто каждый вечер так будет?), потом не давал спать холод из-под коврика, вот что значит отвычка от зимних походов и старое снаряжение, еще долго ждала, когда же начнет трещать лед, заснула… уже под утро, решив погулять, пока еще темно, выползла из палатки. Совсем не так холодно, как я боялась, очень тихо... Бреду в скользких ботинках, и тут как БАБАХНЕТ!

Нет, на самом деле просто бухнул лед, но в тишине, темноте и первый раз такое услышать... Мне показалось, что звук раздался у меня прямо под ногами, судорожно огляделась, увидела огромную сеть черных трещин, разбегающихся от меня в разные стороны и сразу забыла, зачем, собственно, шла! Рванула в сторону лагеря на ватных ногах. Уже лежа в спальнике я в ужасе (наконец-то) слушала звуки Байкала, трещало и бухало почти непрерывно, удивительно, что вечером ничего такого не было. Моя возня разбудила Сашу, он пробухтел, что мне все кажется, совсем ничего не слышно, отвернулся и засопел дальше. Дима и Катя тоже не просыпались. Я же не могла заснуть еще долго, представляя, как трещина, змеясь и ширясь, тянется под нашу палатку. Задремала уже перед самым рассветом, когда кто-то из дежурных закричал: «Ребята, подъем, такое солнце!»

Утро в лагере

Вот тут ключевой момент: стоит ли слушаться? Этих рассветов – закатов видано-перевидано, только удалось задремать, угреться. Но выбор был сделан за нас, дежурный просто открыл молнии палатки и вот! Мне осталось только открыть глаза, высунуть нос из спальника и восхищаться прозорливостью Саши, поставившего палатку входом на рассвет. Серебристый луч солнца, прибежавший в палатку по льду Байкала стоил предутренних страхов!

При свете дня все разверстые трещины вокруг лагеря оказались старыми и совсем нестрашными, а под нашей палаткой был черный прочный лед. Собираться было очень легко, на льду ничего не теряется и не пачкается. Ко мне в санки вернулся вчерашний копченый омуль, все-таки, вкусная штука, даже в «охладелом» виде. Осталось еще штук шесть, из сорока тушек.

Цыгане на Байкале! =))

Выходим с Сашей, опять почему-то, одними из последних. Скриплю зубами, терпеть не могу ходить в хвосте группы. Сегодня идётся чуть проще, чем в первый ходовой день, уже лучше выбираю дорогу среди пятен «плохого» белого льда, стало понятно, что вдоль трещин, которых в начале пути очень боялась, ехать в разы быстрее, лед здесь почти черный, а значит очень гладкий и прочный. Необычен для меня оказался и водный режим, столько на маршруте я еще не пила, хотя, думаю, что просто нашла повод чуть подольше отдыхать.

Постепенно нагоняем наших ребят, группа очень растянута, на пару-тройку километров, точно. Только на привале, увидев Диму, вспоминаю про фотик. Все-таки, профессионализм фотографа и в этом сказывается, а мне просто лень так часто останавливаться и доставать аппаратуру.

Из-за того, что определенного времени обеда нет, середина сегодняшнего пути смазывается, вернее размазывается на несколько часов, чувствую, что устала, начинаю чаще смотреть на навигатор, сколько уже прошли, важнее еще сколько осталось до реперной точки. Авангард группы по рации сообщает, что они в четырех километрах от запланированной ночевки, но лед очень плохой, и руководители решают вставать ближе к пос. Бугульдейка. Нам еще топать и топать, вернее катить и катить, но катиться уже плохо получается, мартовский байкальский лед так сильно размяк, что коньки поминутно проваливаются на белых снеговых пятнах.

Радует, что резко поворачиваем в сторону берега, значит немного осталось. Но сильно болят руки, из-за резких остановок коньков на неровностях приходится больше опираться на палки, на ладонях уже сильные «натоптыши» от неудачных темляков. Впереди, почти под самым берегом видны фигуры девочек, что-то они долго стоят на одном месте, то ли нас ждут, как сигнальщики, то ли что-то случилось. Катиться совсем стало плохо, приходится снимать коньки и идти пешком, что ненамного легче, лед, хоть и присыпан снегом, все равно скользкий и очень неровный.

Вот уже пару часов по рации идет обсуждение, что один из участников забрал слишком сильно вглубь Байкала, «мористее», и связи с ним нет. Рация села, навигатора у него нет, солнце уже садиться и успеет ли он к месту ночевки до темноты, непонятно. Мы с Сашей и Димой едва успеваем вывалится на песчаный берег и солнце тут же пропадает за прибрежным хребтиком.



Остальные палатки уже стоят и только Катя ждет нас на берегу, ведь наша общая палатка едет у Саши, а групповые каны у Димы. Французы сегодня дежурные, они пришли уже давно, дрова собраны, костер пылает. Дима сдает каны и тут же убегает вдоль берега фотографировать быт. Саша пытается уговорить нас снова ночевать на льду Байкала, но после вчерашней ночи и постоянного треска льда днем, я категорически против, хоть хорошего места на берегу почти нет. Наконец, палатка стоит на берегу, спальники застелены и мы уползаем к костру, помочь французам готовить ужин. В это время приходит потерявшийся участник Дима, с позывным «Омуль», который с этого момента превращается в «Мористого Омуля». Его тут же поят оставшимся с маршрута горячим чаем, одевают в пуховку и отправляют к костру.

Наш руководитель успокаивается, группа на ночевке, все довольны. И тут слышны крики с берега, еще туристы идут. Оказывается, что нас догнали ребята из Москвы, Витя и Миша, друзья Савельевых. Достаются всякие вкусняшки: шартрез, наша северная брусничная настойка, самодельный ликер из сосновых шишек, режем мясные сюрпризы, колбасный сыр (ему очень удивлялись французы) и к ужину все окончательно расслабляются, сложный день пройден, никого не потеряли, народ наперебой делится впечатлениями сегодняшнего дня, девочки ахают над километражом супер-бизонов Вити и Миши, а Мористый Омуль выдает тост за тостом «о льде Байкала и превратностях пути».

Костер в лагере #2

Вся команда в сборе!

День 5: Бугульдейка - бухта "Бабушка"

Сосновый лед около нашего лагеря

Выйдя из бухты сразу попадаем на плохой лед. Едем еле-еле. К обеду, под порывами встречного ветра, выходим к знаковому месту - красивая скала-арка с названием Дыроватая. Делаем привал с горячим чаем.

Чтобы выйти на лед приходится преодолеть приличную трещину. Немного покрутившись туда-сюда, находим проход по льдине, лежащей в виде моста. Тут главное не суетится и не делать глупостей. Плавать в ледяной воле совсем не хочется!

После трещины и череды торосов решаю попробовать идти пешком. Получится, наверное, не быстрее, но хоть по сторонам можно будет смотреть. А то с таким льдом приходится все время смотреть под ноги, а не по сторонам. Так и Байкала не увидишь! По ощущениям, скорость будет не выше, но и сил должно тратиться меньше!

И действительно, через час замечаю, что иду с той же скоростью, что и ребята на коньках, которые едут в паре сотен метрах мористее, параллельным со мной курсом.

Удивительно, но пешком идется здорово! По такому льду это точно неплохой вариант. Да и вообще, люблю я ходить пешком. Нагрузка минимальная - удовольствие максимальное! Кайф! Сразу вспомнил свой недавний соло-поход по Швейцарским Альпам!

К вечеру замечаю, что ребята, идущие впереди, начинают двигаться к берегу. Наверное, лагерь! И правда, справа появляется характерная скала, фотографию которой еще до похода, Виктор рассылал в качестве ориентира для очередного лагеря.

На берег выходим в сумерках! Трудовой, рабочий денек выдался, а вечером еще и наша с Катей смена дежурства. Варим картошку с тушенкой. Напарники достают напитки. Хороший вечер;)





Лена Бречка про этот день:

Утром проснулись от французского призыва «Атабль!!» (в официальном переводе - это призыв к обеду или ужину). А наша французская команда дружно приготовила нам отличный завтрак.

Наши дороги с французскими друзьями на этом этапе путешествия расходились. Они уезжали домой, ну а мы должны были продолжать наш маршрут по льду Байкалу согласно намеченного плана. После отлично придуманного Витей Савельевым прощания, инсценированного как в хоккее, мы с легкой грустью продолжили маршрут.

Денек выдался отличный - солнечный и без ветра. Правда, лед хороший так и не появлялся. Идти было тяжеловато. После нескольких переходов притормозили на обед. Витя Дубицкий на газу приготовил нам чаю. Мы хорошо перекусили и отдохнули у красивого берега в скалах. На обеде было принято решение идти до дальней стоянки, то есть еще 14 километров.

Настроение было отличное, впереди маячила красивая скала, у которой нас ждала стоянка в бухте «Бабушка».

К семи вечера, перейдя торосы, кто-то вошел, а кто-то въехал в бухту.

Бухта «Бабушка» - красивейшая песчаная бухта с соснами. Скалы вокруг напоминают Красноярские Столбы – «скалы из сосен». Запомнились сосны с воздушными корнями прямо на песке. А вечером – отличный ужин с сюрпризами. Ликеры, вкуснейшее мясо и консервированные фрукты усилили впечатление от красивой стояночки у костра прямо на берегу Байкала, необыкновенного звездного неба и нашей теплой и уютной компании.

Прекрасный получился денек!

День 6: Бухта Бабушка - лагерь "у лесной избушки"

Утро в бухте Бабушка





Типичный вид



На маршруте



Текст: Дмитрий Ковинов

Чудесное утро началось с небольшой, в этот раз без коньков, прогулки в соседнюю с нашей бухту Песчанка. Окрестные скалы - вылитые Красноярские столбы! Утром погода была настолько хорошей, что уходить совсем не охота. Но надо двигаться вперед, другого пути нет.

Почти с самого начала начался "плохой" белый лед и, последовав вчерашнему примеру, я снял коньки и переобулся в треккинговые кроссовки. Хорошо, что взял именно их!

И действительно, идется легко, сразу появилась возможность смотреть по сторонам! Жалко только что кошек нет, с ними было бы совсем отлично!

К 12-ти часовому сеансу связи я пешком догнал большую группу туристов из двадцати человек. Оказалось, что это детская группа из Москвы. Метод передвижения у них своеобразный - вместо санок рюкзаки на лыжах, а на ногах обычные фигурные или хоккейные коньки. Неэффективно. Идут не быстрее меня - пешехода.

На очередном сеансе связи получил от Виктора благую весть - если взять пару сотен мористее - можно выйти на черный лед. То-то я удивился, почему так быстро ушли за горизонт напарники!

Снова меняю кроссовки на свои высотные LaSportiva Spantik, одеваю на них коньки, и забрав немного в сторону действительно выхожу на поля чистого льда. Скорость мгновенно увеличивается в 3-5 раз до 15-20 километров в час! Вот теперь понятно, для чего ходить по льду Байкала именно на коньках!

На этом скоростном участке догоняем еще одну группу, передвигающуюся тоже необычно - сидя верхом на санках и толкаясь палками. Поравнявшись с первым, завожу беседу. Оказывается, ребята из Новосибирска. Не успеваю оторваться, как справа по ходу движения замечаю, что мои друзья резко поворачивают к берегу. Неужели мы уже на месте? Вот что значит "правильный", твердый и быстрый лед! За час проехали огромное расстояние! А сколько бы могли проехать, если бы такой лед был всегда?!

Вечером ходим в радиалку по окрестным холмам. За каких-то 20 минут, по сосновому лесу, поднялись на отвесную скалу на берегу озера-моря. Удивительно красиво. Нетронутая заповедная природа. Море соснового леса, нагретого необычайно теплым для этого времени года солнцем, а впереди бескрайнее море Байкал. Отличный день!

День 7: Лагерь "у лесной избушки" - село Большое Голоустное - Иркутск

Хамар-Дабан. 100 километров по прямой.

Текст: Лена Савельева

Встали в 7 утра. Погода замечательная - как осенью в Крыму. Напротив светится Хамар-Дабан. Торосы блестят на солнце. Лед обещает быть черным (высшая категория!!), поэтому мы веселы и бодры. Тем более, что до финиша нашего похода всего 15 км.

На полпути устроили игрища. Шор-Трек, кёрлинг, катание на санях. Отработали вылаз из воды на лед с использование специального оборудования:)

В 14:00, минута-в-минуту согласно плана похода, загрузились в машину в деревне Большое Голоустное. Два часа - и мы в Иркутске! А там как обычно. Гуляния по городу, набережная Ангары, Уссурийский бальзам:)

Хороший поход получился. Надо повторять!

Байкальский лед в марте. Классификация.

За время похода я увидел столько видов льда, сколько не видел за всю жизнь. Попробую дать классификацию качества льда для конькового туризма.

  • Черный гладкий лед. Идеален. Без особых усилий, имея позади себя сани со снарягой весом около 15 килограмм можно легко держать крейсерскую скорость 10-15 км/ч! Жалко что нам попалось всего 15 километров такого льда (10% маршрута).
  • Большую часть маршрута (около 70%) мы прошли по льду, который располагался вдоль мелких залитых водой трещин в окружении полей (пятен) деградирующего льда. Основная сложность в передвижении по такому льду заключается в необходимости постоянно отслеживать такие узкие полоски льда и перескакивать с одной такой полосы на другую, постоянно меняя направление. Кроме этого при смене линии движения санки двигаются по инерции, обгоняя и дергая тебя. В общем, достаточно нервная история. любоваться красотами на ходу очень сложно. Именно по этой причине, особенно когда полоски "хорошего льда" совсем сходили на нет было проще просто идти пешком, сняв коньки. Слава богу, что голенище моих ботинок - (LaSportiva Spantik - позволяло идти более-менее комфортно. Моим коллегам в пластиковых альпинистских ботинках идти было сильно менее удобно.
  • Деградирующий лед всевозможных формаций. У нас - 15% маршрута. Самая жесть! Ехать по такой засаде на коньках - жуть! Скорость падает до 4-6 километров в час (почти как при пешем ходе), при этом нужно еще и работать палками! По моему ощущению ехать по такой засаде на коньках не логично - скорость лишь немногим быстрее, а энергозатраты в разы больше! Для эффективного прохождения таких поверхностей идеальна треккинговая обувь с мини-кошками.
  • Снег на льду. (менее 1% маршрута). Популярность путешествий по льду Байкала как раз и заключается в удивительной особенности местной природы - большая часть снега просто сдувается со льда западного берега Байкала. Тем не менее, небольшие кусочки неглубокого, 5-10 сантиметров, снега встречались. Их основная неприятность заключается в том, что если "влететь" на такой "островок" на большой скорости, велика вероятность падения, так как скорость движения по таким участкам мгновенно падает!
  • Торосы (менее 1% маршрута). Проходить торосы - это жесть! Скорость падает до 500 метров в час, сани с грузом постоянно переворачиваются, да и самому навернуться легче легкого! Есть всего одна причина, когда прохождение торосов обосновано - если их нельзя объехать! Идеально было бы иметь фотоснимки с воздуха, чтобы находить кратчайший путь между торосами либо самые узкие их места, но разумеется такой возможности нет и нам приходилось действовать по наитию. Благо, их высота почти никогда не превышала 50-70 сантиметров, и с высоты человеческого роста вполне можно было просматривать пароходы. Хотя нам еще повезло, торосы на могут достигать и 1,5-2 метров высоты!! Опытные ходоки по льду Байкала советуют всегда обходить торосы "мористее", т.е. не со стороны берега, а уходя дальше от него. Считается, что основные торосы локализованы у берегов и выдающихся мысов.
  • Трещины. Несмотря на аномально теплую погоду трещин было не так много. В среднем - одна трещина на каждые 2-5 километров. Там где было недалеко их объезжать (двигаться вдоль них пока они не кончатся) мы делали так. Когда возможности нет - мы пересекали их. Трещины отличаются шириной и "степенью открытости". Самая широкая трещина, которая попалась нам была шириной около 70 сантиметров. Чтобы ее перейти мы подводили санки к самому краю, давая тем самым слабину для веревки, и перешагивали их не снимая коньков. Чаще же всего мы находили такие участки, где трещину перекрывала какая-нибудь льдина, и просто переезжали по этой льдине на другую сторону. Подавляющее большинство открытых трещин имели ширину от 10 до 30 сантиметров. Такие трещины мы пересекали на ходу, почти не сбавляя скорости, просто перешагивая коньковым ходом (аналогично технике катания на роликовых коньках при заезде на бордюр например).

А еще бывает и такое (ребята шли параллельно с нами, в эти же дни, но на велосипедах)

Уже на второй день похода мы поняли, что из-за теплой погоды и палящего солнца состояние льда резко ухудшалось после 14-15 часов. Коньки, особенно у участников с большим весом и небольшой длиной лезвия, начинали проминать даже черный лед!!! Правильная тактика в таких случаях - ранние выходы с целью прохождения планового на день расстояния до обеда (аналогично тактике весенних пеших походов по лесу, когда скорость передвижения по утреннему насту в разы превышает скорость движения, после обеда, когда снег "отпускает".









  • Планируйте поход в конце февраля - начале марта, лед еще хороший, день уже длиннее и теплее.
  • Забирайте мористее, дальше от берега лед обычно лучше.
  • Не ходите соло (трещины)
  • Имейте запас газа на случай непогоды и ночевок на льду
  • Рации – очень полезны!
  • Имейте в маршруте несколько резервных точек выхода с маршрута на случай непогоды и непредвиденных условий

Наша команда

Дмитрий Шепелев

Jean-Philippe Birmele

Dimitri Medvedieff

Sebastien Teysseyre

Arnaud Tisserant & Sophie Ayche

Выводы по походу по льду Байкала на коньках

  • Какой способ передвижения выбрать для похода по льду Байкала? Велосипед, коньки или может вообще просто пешком? Пешком - медленнее всего, зато максимально надежно. Коньки - очень необычно, и при отличном состоянии льда - здорово!!, и совсем плохо при плохом. Велосипед, менее рисковый вариант - едет при любом состоянии льда - от воды до снега, правда очень не любит торосы (все-таки перетаскивать дополнительные 15 килограмм веса то еще веселье). Ребята-велосипедисты, летевшие с нами из Иркутска в Москву еле-еле успели за неделю обогнуть остров Ольхон, сделав, как и мы чуть больше 150 километров.
  • Очень не хватало экшен-камеры! Если фотографировать на айфон мне нравится, то снять нормальное видео держа одной рукой айфон, практически нереально, и как минимум очень не удобно! Хорошо, что у нас в группе было две камеры GoPro, и хоть немного видео, но есть.
  • Из-за сложных ледовых условий физическую трудность похода оцениваю как "достаточно трудную". По моим ощущениям, затраты сил сопоставимы с хорошим категорийным пешим походом. Если бы лед был таким, каким должен был быть, все было бы в разы менее напряженно, если не сказать релаксово.
  • Моя коллега Ирина недавно тоже вернулась с такого похода и написала в блоге Спорт-Марафона классную статью про снаряжение для похода по льду Байкалу .
  • За четыре дня похода мы прошли 150 километров, т.е. около 35 километров в день. Плановый километраж при для коньковых походов при благоприятной ледовой обстановке - не менее 50-60 километров в день. Знаю случаи, когда налегке, радиально от лагеря и обратно люди проходили на коньках более 100 километров в день!
  • Моя четвертое путешествие на Байкал будет летом, в виде похода на каяках и хорошо бы вдоль Баргузинского хребта, где я еще не был!
  • Небольшой шуточный трейлер о нашем походе по льду Байкала на коньках . Кусочки видео снимались на iPhone 5, и я все собираюсь смонтировать фильм посерьезней. Но руки пока не доходят... Снято на фотокамеру iPhone 5. Оператор: Дмитрий Ковинов. Звук - Apple.

    Или вот просто офигенский ролик про то, какой бывает лед в Швеции!

    А это просто красивый ролик про Байкал!

    3 /5

    Размер группы

    10 чел

    Описание



    Входит в стоимость

    • прокат озерных коньков
    • прокат саней-волокуш для рюкзака
    • все трансферы на маршруте
    • 8 ночей на теплых турбазах (ни одной холодной ночевки!)
    • вкусное трёхразовое питание + перекусы
    • всё необходимое групповое снаряжение: котлы, горелки, газ, аптечка
    • регистрация группы в МЧС
    • услуги опытных инструкторов

    Не входит в стоимость

    • дорога до Иркутска и обратно (авиа или ж/д билеты)
    • личные вещи и снаряжение: рюкзак и спальник (можно взять в прокат), ледоходы (поможем найти), треккинговые или лыжные палки

    Скидки и доп. условия

    Скидки и дополнительные условия

    Стоимость похода 28000 для тех, кто забронировал место до 15 декабря, потом 29500
    Скидки:
    1. Для тех, кто идет с нами в большой поход НЕ первый раз, скидка -5 % от стоимости
    2. Для тех, кто за 2-3 дня до похода заберет из СПб и привезет в Иркутск модуль со снаряжением/едой (4-7 кг) - скидка 800 руб.

    Видео о походе

    Видео о походе

    Информация о билетах

    Информация о билетах

    Туда: Можно добираться любым рейсом из любого города, главное быть в Иркутске к 12.00 01 марта 2020
    . Обратно: Группа заканчивает маршрут в Иркутске в 12.00 9 марта 2020
    На обратную дорогу нам подходят любые билеты после этого времени. Если время позволяет, очень рекомендуем задержаться в Иркутске хотя бы на день, чтобы погулять и познакомиться с жизнью сибирского города. С поиском жилья и программой мы поможем.

    План похода

    План похода

    День 1-й

    Утром 2 марта наш самолет приземляется в Иркутском аэропорту. Здесь мы встречаемся с ребятами, которые добрались до Иркутска раньше или на поезде. Перекус, легкая разминка и скорее садимся в трансфер, который отвезет нас к самому большому пресноводному озеру мира, Байкалу. На побережье заселяемся на турбазу. Первое знакомство со льдом и участниками, ужин и попытки поверить своему счастью. Мы на Байкале!

    День 2-й

    Первое знакомство со льдом и первое движение на коньках. Пакуем рюкзаки на волокуши и смело отправляемся исследовать остров Огой и его знаменитую буддистскую Ступу Просветления. Сегодня мы пройдем почти 20 километров. Неплохо!)

    День 3-й

    Отправляемся в сторону Ольхона, а точнее - самого крупного населенного пункта острова, поселка Хужир. Здесь мы остановимся на ночь в теплой турбазе, а перед сном прогуляемся до самой известной достопримечательности Байкала - культовой скалы Шаманка. Она является одной из девяти святынь Азии.

    День 4-й

    Мы на Ольхоне! Сегодня у нас днёвка в Хужире, самом крупном населенном пункте острова. Обязательно посетим скалу Шаманка, культовую достопримечательность Байкала, одну из девяти святынь Азии. В свободное время можем взять в прокат велосипеды и прокатиться на них по льду – незабываемые впечатления! Пешие прогулки, посещение местных кафе и сувенирных магазинов тоже отлично впишутся в наши планы.

    День 5-й

    Утром фотографы и просто любители встречать рассвет в живописных местах могут еще раз прогуляться до скалы Шаманка, на рассвете она по-особенному прекрасна. После рассвета нас ждут вкусный завтрак и трансфер на материк, в поселок Большое Голоустное. Новое место и новая турбаза, осваиваемся, ужинаем и спать.

    День 6-й

    Непростой день: нам предстоит пройти на коньках почти 30 километров, отправляемся в поселок с приятным слуху названием Большие Коты. После заселения бегаем по поселку, ищем котиков, измеряем их размеры, удивляемся и совершенно довольные отправляемся спать на новой турбазе:)

    День 7-й

    Новый день, новая дорога! Сегодня наша цель - Листвянка. Самый знаменитый и популярный курорт Байкала, где нас ждет теплая турбаза и потрясающая позная. Предвкушение вкуснейшей национальной кухни придаст нам сил и и поможет легко преодолеть последние 25 километров на коньках.

    День 8-й

    Днёвка в Листвянке. Посетим музей Байкала, покатаемся на канатном подъемнике, увидим исток Ангары и Шаман-камень, закупимся сувенирами, навестим нерпочек. Вечером - прощальный ужин.

    День 9-й

    После завтрака нас забирает трансфер и отвозит в аэропорт, а кого-то и в город. При возможности, мы советуем вам задержаться еще на денек в самом городе или приехать до выезда и погулять. С поиском жилья в Иркутске мы поможем.

    В рюкзаке

    В рюкзаке

    Побывать на озере Байкал - мечта каждого путешественника, а побывать на Байкале зимой - это мечта с привкусом приключений!
    Особенность этого маршрута в том, что четыре из восьми дней мы проедем по льду на озерных коньках! Ни с чем не сравнимое чувство полета и свободы, вы запомните его на всю жизнь.
    В тёплое время года Байкал - просто самое глубокое озеро на планете, зато с приходом зимы оно превращается в настоящее ледовое царство. Вся водная поверхность превращается в огромный живописный каток, по которому легко можно добраться до самых удивительных мест, недоступных пешему человеку летом.
    В этом походе мы посетим все самые знаковые места Байкала: и Ольхон, и Листвянку, и многие другие; сможем как хорошенечко вдарить по спорту в 20-30 километровых переходах на коньках, так и насладиться днями отдыха с посещнием музеев, кафе и культурных достопримечательностей. А отсутствие холодных ночевок и переходов под рюкзаком позволят вам не отвлекаться на бытовые мелочи и наслаждатья жизнью.

    Снаряжение

    Спальник весенне-осенний (температура комфорта -5* С)

    Назначение:

    Спальный мешок применяется в качестве одеяла в походе. Такой спальник весит около полутора килограммов. Производитель и тип спальника (одеяло или мумия) принципиально не важны. Не стоит покупать спальники в гипермаркетах.

    Важные характеристики:

    Легкий вес, прочность, необходимая температура комфорта. Температура комфорта: -5*С Штаны нижние ходовые (лосины, рейтузы, термобельё)

    Назначение:

    Сохраняют тепло. Комбинируются с верхними не продуваемыми и непромокаемыми штанами.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, соответствующая маршруту температура комфорта. Штаны верхние ходовые (не продуваемые и непромокаемые)

    Назначение:

    Защищают от ветра и влаги.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес. Теплая флисовая кофта с горловиной (плотный шерстяной свитер)

    Назначение:

    Второй слой одежды после термобелья для холодной погоды. Варианты: теплый шерстяной свитер, флисовый джемпер из материала Polartec или подобного.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, максимальная теплота, отвод влаги.

    Куртка непродуваемая и непромокаемая (штормовка/горнолыжная)

    Назначение:

    Третий слой одежды после термобелья и свитера. Используется для защиты от ветра и дождя. Варианты: Штормовка, горнолыжная куртка, куртки «Wind Stopper».

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, непромокаемость, непродуваемость. Пуховик (теплая куртка)

    Назначение:

    Третий слой одежды после термобелья и свитера. Используется в зимних походах. Рекомендуется длинная пуховка из натурального пуха с капюшоном.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, максимальная теплота, минимальный объем в сложенном состоянии. Перчатки

    Назначение:

    Для прохладного вечера или холодной погоды.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес. Шапка теплая

    Назначение:

    Нужна для зимних походов или восхождения на Эльбрус.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, закрытые уши, максимальная теплота, непродуваемость. Подпопник (пендаль, хоба, пенозад, сидушка туристическая)

    Назначение:

    Помогает изолировать «пятую точку» от холодной земли или камня. Можно изготовить самостоятельно из куска толстой пенки и широкой резинки.

    Важные характеристики:

    Теплоизоляция, лёгкий вес. Фонарик налобный светодиодный

    Назначение:

    Для освещения в темное время суток. Варианты: фонарик налобный, фонарик ручной. Предпочтительнее налобный фонарик так как не занимает руки. Для восхождения на Эльбрус налобный фонарь – обязательно. Обязательно: сменный комплект батареек.

    Важные характеристики:

    Удобство крепления к голове, яркость, сменные батарейки. Треккинговые палки

    Назначение:

    Палки снимают часть нагрузки с ног (от 5 до 10 кг каждая палка) и помогают поддерживать равновесие на сложных склонах, скользкой грязи и прочих пересеченных местностях.

    Важные характеристики:

    Надёжность, легкий вес, телескопичность. Термос (0,5л.-1л.)

    Назначение:

    Используется для восхождений на Эльбрус и в зимних походах для хранения горячего чая.

    Важные характеристики:

    Максимальная длительность сохранения тепла, лёгкий вес. Набор посуды (КЛМН)

    Назначение:

    Кружка, ложка, миска, нож. Лёгкие, прочные, вместительные. В походах НЕ нужны керамические кружки, чугунные тарелки, плоские блюдца, одноразовая посуда, вилки. Всё это можно сложить в мешочек ("жорик") для удобства.

    Важные характеристики:

    Минимальный вес, прочность, вместительность. Туалетная бумага

    Назначение:

    Казалось бы, что может быть проще туалетной бумаги! Некоторые решат вообще не брать её с собой, другие же возьмут 5 рулонов, невольно переписывая себя на звание "великого засранца". Так или иначе при решении брать или нет нужно учесть, что туалетная бумага может быть применена не только по прямому назначению. Ею можно: мыть посуду, сморкаться как в носовой платок, обматываться изображая мумию. Не менее одного рулона. Хранить ТБ нужно непромокаемом мешке - намокнув она высохнет только если её полностью размотать. Индивидуальная аптечка

    Назначение:

    В этой аптечке должны быть специфические и "любимые" лекарства от индивидуальных хронических заболеваний и дополнительно лейкопластыри и бинты. Также можно взять эластичный бинт и маникюрные ножницы/кусачки. Основная аптека, которая обязательно будет в групповом снаряжении, содержит все необходимое для стандартного набора заболеваний.

    Важные характеристики:

    Минимальный вес и объем. Солнцезащитный крем и гигиеническая помада

    Назначение:

    Защищают от ультрафиолета, ожогов, обветривания губ.

    Важные характеристики:

    Чем выше в горах вы находитесь, тем выше должна быть степень защиты от солнца, на восхождениях не ниже 50 Предметы личной гигиены

    Назначение:

    Зубная щетка и паста, шампунь, крем от солнца, гигиеническая помада, влажные салфетки. Гигиена – это важно, а от косметики нужно смело отказаться.

    Важные характеристики:

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, максимальная теплота, непромокаемость, высокий голеностоп. Рюкзак или спортивная сумка

    Поскольку на выезде мы не будем далеко идти "под рюкзаком", то подойдут и вместительная спортивная сумка, и туристический рюкзак. Главное, чтобы все ваши вещи вместились и не потерялись.

    Ледоходы Они же ледоступы. Используются для передвижения по льду, необходимы для похода по льду Байкала. Представляют собой шипованные накладки на обувь. Чем больше шипов, тем лучше. Идеальный вариант: http://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gid=20111206134931474367 Можно заменить треккинговыми кошками (10 коротких 1.5 см зубьев) Обычные кошки не рекомендуются. Бэкпэкерский рюкзак (35-45 литров)

    Одежда для сна

    Назначение:

    Одежда, к которой вы будете спать. Эти вещи во время ходьбы неприкасаемые. Они должны быть упакованы в непромокаемые мешки и нужны для того, чтобы тело отдохнуло от ходовой одежды и чтобы вы чувствовали себя комфортно в недостаточно теплом спальнике. Хороший вариант – термобельё и шапочка.

    Важные характеристики:

    Подходящая температура комфорта, относительная чистота на протяжении маршрута, лёгкий вес.

    Варежки или перчатки теплые и непромокаемые (горнолыжные, Gore-Tex)

    Назначение:

    Используются при восхождении, в зимних походах. Предпочтительнее варежки, они теплее. Вариант: пуховые варежки - верхонки

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес, непромокаемость, непродуваемость, максимальная теплота.

    Балаклава

    Назначение:

    Применяется для защиты от ветра, холода и солнца в зимних походах и восхождениях. Балаклава - головной убор, закрывающий голову и шею, оставляющий небольшую прорезь для глаз.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес.

    Банное

    Запланирована баня, а потому стоит взять плавки или купальник, полотенце, шлепки, мыльные принадлежности.

    Важные характеристики:

    Лёгкий вес. Все шампуни и гели для душа можно перелить в емкости меньшего объема, мыло отрезать до нужного размера.

    Коньки

    Назначение:

    На выезде будет возможность покататься на коньках, поэтому стоит взять свои коньки.

    Важные характеристики:

    Коньки должны быть наточены и уложены в чехол или сумку.

    Евгения Полякова

    Об удивительном экспедиционном походе на коньках я узнала благодаря агентству АльпИндустрия. Отдельное спасибо Сергею и Елене Ковалевым за то, что вдохновили и осуществили мою мечту! Признаться честно, я планировала это путешествие последние два года и даже сейчас не до конца осознаю всю реальность произошедшего. Мечта увидеть чистейший лёд, почувствовать мощь Байкала, послушать как он «звучит», оказаться в самом его сердце – Ольхон, в частности – в посёлке Хужир, который также знаменит своими особенностями – сбылась.

    Коротко об ощущениях и чувствах. Во время наших переходов, особенно, когда передвигаешься на коньках по идеальному льду Байкала, украшенному мраморными трещинами, испытываешь совершенно космические чувства! Это не сравнится ни с чем! Поверьте мне на слово, я трижды побывала на Южном и на Северном полюсах и ничего подобного не видела! Когда проносишься по этой зеркальной поверхности, не покидает удивительное ощущение, как будто едешь не по льду, а по синим волнам великого озера. Со временем привыкаешь к ощущению полёта и полностью растворяешься в этом потоке, но несмотря на скорость, невозможно не замечать окружающую природу Байкала и не восхищаться первозданной красотой этих мест.

    Немного о маршруте и практические советы. Мы прошли маршрут протяженностью 130 километров, ледяные торосы и трещины, Байкальский ветер, чистый воздух и ощущение полёта над гладью застывшего озера. Самое главное, к чему нужно быть готовым. Лед на Байкале всегда меняется: временами выпадает снег, образуются трещины или попадаешь на поле торосов, и тогда приходится перетаскивать через торосы свои волокуши с баулом. Иногда такие переходы могут занимать несколько часов.

    Погода на Байкале тоже непредсказуема, и в один из дней она сильно испортилась. Сильный ветер сопровождал нас до самого посёлка, временами сносил с ног, а волокуши не давали набрать нужную скорость. Это был тот ещё экспирианс. Что важно, поход на коньках по Байкалу требует предварительной подготовки. Советую всем взять несколько тренировок по коньковому ходу на лыжах. А также, учитывая непредсказуемость и изменчивость погоды на Байкале, надо очень тщательно продумать экипировку и снаряжение, которое вы возьмёте с собой. Выдержать баланс между необходимым и достаточным в этом вопросе очень важно, так как все, что вы возьмёте, придётся везти за собой самостоятельно. Я безусловно советую каждому побывать на Байкале и присоединиться к команде АльпИндустрия, которой я ещё раз выражаю свою благодарность. Спасибо Вам за это незабываемое приключение и за возможность проверить себя, свою силу и выносливость.

    Вадим Липгард

    Очень понравилась команда участников, гид, руководивший путешествием на месте. Сложились приятельские отношения как с коллегами, так и с гидом. Удалось замечательно покататься! В этом году ледовая обстановка выдалась очень хорошая, а погода благоприятная. При прохождении маршрута была возможность действовать в индивидуальном темпе. Красота природы Байкала и уникальная возможность пойти в поход на коньках - краткому описанию не поддаются. Но самые приятные впечатления - это Малое Море с многочисленными островами, зеркальный лед в Узурах и обед с ухой после катания, а бухта Песчаная - самое красивое и малолюдное место на маршруте. Негативных впечатлений не было. Омрачила поездку, конечно, травма коллеги, но ответственности организаторов или сопровождающего в этом нет.

    Ute

    Thanks a lot! Alpindustria gave us a wonderful trip! You have been perfekt in planning the trip with me. Without you we would not have had enough confidence! Thanks Anton!

    Dmitrij and the driver did a very good job as well. Thanks to them!

    The landscape and the experience were really great and unforgettable! The accomodation was perfect (probable the last night we would have preferred to stay in a two-bed room and not in a hostel). In general we experineced that ice skating on Baikal is a little bit more ambitious than skating in Austria on a natural lake, because I used to skate 100 km on that lake - but the ice is prepared to some extent. And the wind conditions are stronger than I have had experinenced in Austria and Sweden, so we asked Dmitrij to adopt the touring plan, what they perfectly did. We had really a lovely time in your nice country and I can fully recommend the trip!

    

    Copyright © 2024 Туристический портал - Weekendincity.