В каком году затонул теплоход булгария. Разоблачение официальной версии катастрофы "булгарии". Мнения о катастрофе

Итак закончив посты на позитивную тему, вернёмся к нашим баранам, точнее к нашей Матушке России и к тому, что в ней кошмарного сейчас происходит.

Водолазы завершили обследование помещений затонувшей "Булгарии" и передали ее на подъем со дна Куйбышевского водохранилища Волги. На поверхность подняты 114 тел, все, кроме одного, опознаны. Однако 15 человек все еще числятся пропавшими без вести. Один из самых трагических фактов катастрофы - гибель большого числа детей: только официально погибшими признаны 27 маленьких пассажиров. Почти все в момент крушения оказались заперты в музыкальной комнате на нижней палубе, где для них устроили праздник.

Журналистам удалось добыть рассказ выжившего мальчика, на чьих глазах праздник в минуту обернулся кошмаром - еще раз пережить страшные минуты было нужно по советам психологов. На суше в день крушения происходили не менее шокирующие события - о них поведала мама одного из погибших детей. По ее словам, она хочет, чтобы об этом узнало больше людей. "Если так много невинных пострадало, значит мир должен измениться", - убеждена она.

Погибшие не знали главного: жилеты не нужно надевать в каютах

В данный момент идет подготовка к подъему затонувшего судна, которым займется генеральный подрядчик - "Подводречстрой", сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе МЧС. Водолазные работы продолжаются вблизи теплохода.

В Главном управлении МЧС по Татарстану сообщили, что погружения с целью обследования судна осуществляются совместно с 40-м институтом Минобороны. Проведены подготовка к резке леерных ограждений и герметизация корпуса корабля.

Из Геленджика к утру пятницы доставлены понтоны для подъема теплохода и два насоса для откачки воды. Также к месту происшествия следуют два спецкрана.

По последним данным официально признаны погибшими 114 человек - тело еще одной женщины было поднято в пятницу. Все, кроме одного, опознаны, сообщили в Минздраве Татарстана. 15 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести.

Как ранее сообщили в МЧС, в списке погибших при крушении речного судна пока значатся 27 детей. Также в списках погибших 66 женщин и 21 мужчина. Всего на борту теплохода были 208 человек, лишь 79 из них спасены - 29 женщин, 10 детей и 40 мужчин.

В детской комнате была страшная паника, спастись можно было через единственный иллюминатор

Рассказ одного из спасенных детей, 10-летнего Динара Абдурахманова, публикует в пятницу издание Life News. Он был единственным ребенком, спасшимся из детской комнаты, которого подобрал на месте крушения теплоход-спасатель "Арабелла".

Мальчик до сих пор находится в состоянии глубочайшего шока. О том, что произошло в музыкальном салоне "Булгарии", где были заперты до 50 детей, он рассказал по заданию психолога.

Динар вспоминает, что на детском празднике играла веселая музыка, проводились конкурсы, все смеялись. Но вдруг пол резко дернулся и закачались стены. Корабль резко накренился и огромный рояль со скрежетом покатился в сторону детей. Началась паника.

"Все начали кричать и плакать, - рассказывает мальчик, - я тоже заплакал, потому что не знал что делать, мне было очень страшно". Неожиданно в помещение ворвался мужчина, разбил окно и громко заорал: "Бегите быстрее, прыгайте в окно, корабль тонет!" Паника в салоне достигла предела. Перепуганные малыши бросились в открытую дверь всей гурьбой.

Динара спасло то, что он стоял рядом с иллюминатором, разбитым мужчиной. Вняв призыву, он сразу бросился в воду. Несколько лет назад папа научил его хорошо плавать, поэтому в воде он не растерялся, и отплыл на хорошее расстояние от воронки, образовавшейся на месте затопления теплохода.

Власти несколько часов скрывали масштаб ЧП и затягивали допуск к телам детей

Однако большинству детей спастись так и не удалось, и это стало самым шокирующим фактом катастрофы. "Русская служба новостей" поговорила с матерью Кирилла, который не дожил одного дня до своего пятилетия.

Мария Чернова рассказала, что долгое время власти пытались скрывать от родственников информацию о трагедии, а потом не пускали ее к телу сына, поскольку она была против его вскрытия. Зная, что по закону женщина имеет право на отказ, они всеми силами затягивали бюрократические процедуры, чтобы она уже не могла ни на что повлиять.

Мама погибшего ребенка говорит, что "Арабелла", доставившая в Казань основную часть спасенных, не сразу вошла в порт, а долго стояла при входе. Родственники, собравшиеся на берегу, были вынуждены ждать в неизвестности, пока выживших допросят.

Потом, по словам Марии, различные высокие начальники и министры стали успокаивать людей. Они уверяли, что все выжили, погибли только две женщины. А в шесть часов вечера поступила информация, что президент Медведев распорядился оказать срочную психологическую помощь пострадавшим и родственникам погибших. Только по этой информации, спустя долгих четыре часа после крушения люди, собравшиеся на пристани, стали догадываться, что им лгут о выживших.

Все ждали катеров, которые прибыли вслед за "Арабеллой". Но на катерах привезли всего двоих спасенных. Вывели мальчика и мужчину. "Мужчина был весь в слезах. С ними поговорить другим людям не дали, сразу увели", - рассказывает женщина.

По ее словам, правда о масштабе трагедии была известна сразу после катастрофы, в два часа дня. Марии Черновой, которая отправила в круиз сына вместе с родителями мужа, еще тогда позвонила подруга свекрови и сказала, что выжил только свекор. Но женщина до последнего отказывалась в это верить, поскольку власти успокаивали и питали ложными надеждами.

"Арабелла" пришла уже в десятом часу. Свекор Марии сошел на берег первым из пострадавших и подтвердил, что все умерли. Только тогда, спустя семь с лишним часов, родственники все же узнали страшную правду.

Он согласился дать интервью телевидению, рассказывал очень много, но в итоге показали лишь куцый кусок. "Когда он увидел, что показали из всего, он сказал: "Я больше никакого интервью давать не буду", - рассказывает мама погибшего мальчика.

По ее словам, в сюжет не вошли свидетельства свекра о том, какой кошмар творился во время крушения. Он говорил, что спасалась в основном команда, мужчины выталкивали из плотов женщин, да и вообще многие вели себя, как животные. Он также утверждал, что до "Булгарии" экипажу предлагали другой теплоход, но все отказались.

Судно потонуло за три минуты, сообщил мужчина. Он в это время дремал в каюте и узнал о происходящем от жены, которая побежала за внуком Кириллом, бывшим вместе со всеми детьми в игровой. "Она побежала туда, и больше не вернулась. Он уцепился за борт, потом его выбросило. Потом он видел двоих людей, нырял много, но так и не нашел их", - передает его слова Мария Чернова.

По ее оценке, все структуры, занятые последствиями катастрофы - МЧС, прокуратура, МВД, здравоохранение - "работают каждый на себя, боятся друг друга". "У них внутри своя ответственность, у них разные данные. Психологи - это пешки, которые делают то, что им сказали. Они врут", - говорит женщина.

Психологи, которых велел направить Медведев, были нужны лишь затем, чтобы помогать следить за порядком, а не работать с людьми, находящимися в состоянии глубочайшего шока. "Они для того, чтобы все было шито-крыто", - убеждена она.

В подтверждение своих слов она рассказывает, что многие люди с посттравматическим стрессовым расстройством вообще не реагировали и эмоционально не переживали - они были в таком глубоком потрясении, что уже не могли нормально реагировать. Именно с такими людьми должны были в первую очередь работать психологи. Но они вместо этого "группами набегали" на тех, кто плакал, хотя это и есть "нормальная эмоциональная реакция".

Тело сына Марии, как она говорит, подняли еще во вторник. Но, как она узнала, детей сначала направили на вскрытие, не спросив разрешения родственников. Тела отсылали "партиями", процесс был очень долгим. Транспортировка занимает два часа, затем тело должны "осмотреть, сфотографировать, сделать вскрытие, зафиксировать, фото предоставить".

"Когда стали поступать дети, родственники стали волноваться. Те, кто делали снимки, по-человечески стали выносить фотографии не вскрытых людей. Тут у них случилась накладка. Мой сын не был вскрыт. Я захотела его увидеть и забрать. Они, зная, что он не вскрыт, что я намереваюсь, чтобы его не вскрывали, затягивали нагло время. Конвой меня не пускал. Меня не пускали в морг!" - отчаянно рассказывает женщина.

По ее словам, следователь, некий Новиков, сразу сказал ей, что, если она воспрепятствует вскрытию, ей не дадут компенсации. "Мне сказали, что тело не покажут, пока я не пройду процедуру опознания со следователем, пока не заполню бланк. Этот бланк заполнялся очень долго. Я кричала: "Давайте быстрей, быстрей, его сейчас вскроют", а Новиков, не спеша, ставил галочки, приметы записывал. Он сообщил: "Тело уже вскрыто, успокойтесь, бороться незачем".

"Я знаю, что они преступили закон, что я главнее. Они не должны были вскрывать моего сына без моего согласия. Они не просили согласия. А несогласия не принимали. Я хочу просто, чтобы об этом больше людей узнало, чтобы мир изменился. Если мой сын умер, значит, мир должен измениться, значит, что-то не так, если так много невинных пострадало", - заключила она.

Пассажиры не знали главного, что могло спасти многих - жилеты не нужно надевать в каютах

К действиям экипажа остается много вопросов, и главный из них - все ли они сделали, чтобы помочь спасению пассажиров. Из 35 членов команды спаслись 23. В поисках ответа на эти вопросы с ними постоянно общаются журналисты. "Комсомольская правда" побеседовала со старшим электромехаником "Булгарии" 20-летним Василием Байрашевым.

Вкратце свое спасение он объясняет так - бежал, качнуло, упал, потерял сознание, очнулся уже в воде. Во время крушения он был в трюме около топливных цистерн и санитарных насосов, так как один из них за пять минут до аварии сломался.

"Резкий крен - я побежал в машинное отделение (оно тоже в трюме) и увидел, что там вода. Его уже затопило почти наполовину. Уже и свет гаснуть начал. Был выбор: либо я остаюсь там, пытаюсь обесточить приборы и уже вряд ли оттуда выхожу. Либо я еще кому-то помогаю. Я побежал наверх", - рассказывает спасшийся моряк.

Наверху он увидел капитана и его жену. Тот скорее всего понял, что сделать уже ничего нельзя, полагает Байрашев. "Капитан очень опытный был. По штату там много кому что положено по тревогам. Но в связи со скоростью потопления судна сделать это было невозможно", - говорит он.

В результате, по его словам, команде только и оставалось что "просто помогать, успокаивать, направлять, чтобы никто в каюты не заходил. Чтобы на палубу выходили. Пытались шлюпку спустить, но ее сорвало с места. Плоты попадали в воду, и на них спасались те, кто выплыл".

Со слов выживших членов экипажа газета составила таблицу - что должны были сделать по инструкции и что сделали. О том, что с обесточенного судна не смогли подать сигнал бедствия и общаться по громкой связи с пассажирами, уже много писали. В этих условиях оставалось единственное средство поднятия тревоги - рында, но бить в нее не стали, решив, что сигнала никто не поймет.

Что касается спасательного оборудования, то на "Булгарии" было две спасательных шлюпки на 25 мест каждая и четыре плота на 15 человек каждый - всего на 110 мест. На судне же, как известно, было 208 человек. Даже если бы все успели подняться, мест не хватило бы, подчеркивает издание.

Но самое главное - люди не знали, что спасательные жилеты надо надевать не в каюте, а хватать их и бежать наверх, откуда можно быстро спрыгнуть в воду. Помогать пассажирам разобраться со спасательными жилетами должна команда, в ее же обязанности входит обежать все палубы, чтобы никто не остался в каюте и без жилета.

Учитывая, что теплоход затонул стремительно, и связь на нем не работала, было конечно не до соблюдения всех правил, признает газета. Но если бы пассажиры знали об этом или кто-нибудь успел им подсказать, то драгоценные секунды могли бы спасти жизнь многим. А в итоге людей так и находили в запертых каютах и в жилетах.

"Там катер затонул"

Там в Татарстане какой-то катер затонул, человек шесть пострадали, - такую информацию изначально получил ряд СМИ от своих корреспондентов. Двухпалубный дизель-электроход ушёл под воду в двух километрах от берега, в самом широком месте на Волге. Издалека его можно было принять не то что за катер - за надувную лодку.

Ужасные подробности начали поступать ежеминутно: изначально сообщалось о 10 погибших, затем о 20, 30, 50. Десятки "пропавших без вести", надежды - "а вдруг найдут?".

Ещё через час появилась информация, что тревога-то ложная!

Все спасены. Мимо проходило судно, которое увезло пассажиров на ближайший остров, - счастливо твердили родственники.

Не появилось. Не увезло. В течение суток стало понятно, что люди действительно погибли и что жертв много. Страшные подробности стали понятны в течение ближайших дней.

"Пьяные" рейсы

Подобные короткие рейсы называют "пьяными". Дело в том, что пассажиры часто приезжают к посадке уже подшофе, а выходят ещё нетрезвыми. Основная категория пассажиров на таких рейсах - это родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате (чаще всего один из залов на верхней палубе), затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой.

Вторые развлекаются до упаду. Как они умудряются сойти с борта - половина экипажа порой просто поражается. Но речь не об этом.

В такой выходной расслабленной обстановке меньше всего хочется думать о собственной безопасности. Ну что может случиться на Волге - главном месте отдыха для большинства местных жителей. Ну и что, что берегов не видно? "Что тут плыть" - в крайнем случае.

Какая безопасность?

Разумеется, большинство пассажиров не стали даже задумываться о спасательных жилетах. А когда выяснилось, что их нет, было слишком поздно.

Позже спасшиеся пассажиры вспоминали, что никакого инструктажа по безопасности не было. Хотя каждый рейс капитан или старпом обязаны рассказать пассажирам, куда бежать и как спасаться в случае ЧП. Кто вас должен эвакуировать, в конце концов, и где искать спасательные жилеты.

На самом деле возможно, что инструктаж был, но многие на него не попали. Как правило, его проводят на верхней палубе или в музыкальном зале в самом начале рейса. Продолжается рассказ минут 15. О начале инструктажа объявляют по всему борту. Только многие к тому моменту готовятся к ужину, раскладывают вещи в каютах.

О погоде

Вообще, в обе стороны от Самары - как на Саратов, так и на Казань - идти бывает страшновато. Оставим научные объяснения морякам, от себя скажу лишь, что, бывает, качает по-страшному. Бывают ситуации, когда суда кренятся так, что летит со столов посуда. Причин множество - от неаккуратного спуска в шлюзах до высоких волн. Но экипаж сочувствует официанткам и пассажирам, прося подождать. Скоро всё закончится.

Когда "опасное место" проходят, теплоход спокойно следует дальше. Повторюсь, подобные ситуации бывают далеко не на каждом теплоходе и далеко не каждую навигацию. К примеру, на четырёхпалубниках это вообще один случай на миллион.

10 июля 2011 года была скорее неприятная погода - дождь, ветер, гроза. "Страшный шторм на Волге", - писали СМИ шесть лет назад. Какой страшный шторм, это что, Чёрное море? Океан? Да, волны были, но не более. Даже штормовое предупреждение не объявлялось, хотя в Казани к этому относятся очень трепетно. При малейших переживаниях борт могут не выпустить из речпорта.

Скорее всего, "Булгария" спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность - судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило как минимум с 2010 года, о чём не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов.

В тот момент, когда "Булгария" входила в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт.

Вот как момент описывали эксперты: "При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом "на ветер". Для этого рули были положены на 15T влево. В результате крен увеличился, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Произошло резкое увеличение крена, после чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Очевидцы вспоминали, что судно ушло под воду минут за пять максимум. Возможно, поэтому его изначально с берега приняли за катер. Ну не мог же теплоход более чем на 200 посадочных мест уйти вот так просто на 20 метров под воду.

Вариантов не было

Сигнала о бедствии никто не подавал даже по борту. Кому успели сказать члены экипажа, кто успел выскочить на палубу и прыгнуть на собственный риск, те и спаслись. В чём опасность прыгать за борт: во-первых, винты, под которые может затянуть. Во-вторых, судно уходило под воду, образовывалась воронка. Надо быть неплохим спортсменом, чтобы выгрести из неё.

Но вариантов у людей не было, плюс желание выжить творит чудеса. В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и шесть незарегистрированных. Позже стало известно, что всего на борту работало 33 человека.

Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу - нет. Кого-то нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторые родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы до боли в руках держали матерей, которые были готовы не раздумывая броситься в воду, ослабь только хватку.

Немного об экипаже

Семья Лебедевых трудилась на "Булгарии" всей семьёй: отец Сергей - боцманом, его жена Алёна - поваром (экипаж), дочь Даша - официанткой, сын Саша стажировался в команде. Когда стало понятно, что судно не дотянет спасительные метры до мели, Сергей стал выкидывать людей за борт. Он прыгнул в последний момент, но потом вернулся под воду. Мужчина спас не менее шести человек ценой собственной жизни.

"Я только помню, что надо мной одна вода. Не хватает воздуха, я оттолкнулась от палубного ограждения и вынырнула. Открыла глаза, а вокруг вода. В момент трагедии я была на главной палубе, кормила команду. Сын в это время был в другом месте. Дочь находилась в ресторане, накрывала на стол", - позже вспоминала Алёна Лебедева.

Это кажется странным, но некоторые члены экипажа попросту не умели плавать. Так, из тонущего судна смогли выбраться две официантки - Даша и Гузель. Но вторая, пока выныривала, наглоталась воды с топливом и ушла под воду. Ивана, который был рулевым на судне, также нашли среди погибших. С самого начала навигации члены экипажа подшучивали по поводу "моряка, который не умеет плавать"…

Капитан Александр Островский и его супруга остались на борту. После этого моряки на других судах долго спорили, что это: благородство или отсутствие вариантов. Если бы он спасся (а шансы были), на месте родственники пассажиров бы устроили суд Линча или посадили бы надолго. Почему он не вытолкнул жену с борта - остаётся вопросом. Вряд ли "романтика Титаника" имела к этому хоть какое-то отношение.

Но таких историй с борта немного. Некоторые спасали собственную жизнь. Если честно, их можно понять. Многие работники ресторана и арт-бригада на борту - это люди, которые сами едут отдыхать и работать одновременно. Платят им ну очень скоромно (на 2012 год зарплаты официанток в среднем не превышали 15 000 рублей, артистам и ведущим платили "как договорятся" - бывало, что и по 500 рублей за день рейса).

Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела "Арабелла" во главе с капитаном Романом Лизалиным. По одним данным, о "каком-то ЧП и плотах в Волге" сообщил капитан буксира "Дунайский-66" Александр Егоров. По другим данным, экипаж и арт-бригада стали спускать плоты, когда увидели первого пассажира двухпалубника в воде.

Теплоходы-близнецы

К тому моменту по Волге ходили два теплохода - близнеца "Булгарии". Один из них, "Пётр Алабин", выполнял рейс Самара - Казань - Самара. Его остановили прямо в речпорту столицы Татарстана. Когда пассажиры узнали, что произошло, потребовали отправить их домой "хоть пешком, а не на этой посудине".

А судно начали проверять с пристрастием. В итоге - куча нарушений, начиная от возраста (теплоходу было более 50 лет к тому моменту; реконструкции, ежегодные ремонты и частые перестройки - не в счёт) и заканчивая техническим оснащением. Сейчас "Пётр Алабин" не выполняет никаких дальних рейсов, максимум - прогулка по Волге часа на два-три.

Второй близнец, "Композитор Глазунов", направлялся из Астрахани в Ярославль. Его также начали проверять. Нашли, например, превышенный в 12 раз уровень радиации, множество нарушений технического характера. Кстати, теплоход впервые в 2010 году вышел из затона после 16 лет стояния на приколе. После проверок на него и вернулся.

Кто виноват

Зачастую владелец теплохода и фрахтовщик (арендатор) - совершенно разные люди. Так, владела "Булгарией" судоходная компания "Камское речное пароходство", а арендовал её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже говорили спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара во что бы то ни было. В июле 2014 года Инякина получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ написали, что Светлана Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей сократили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В одном из интервью, ещё в 2012 году, она призналась, что планирует и впредь заниматься речными судами. Ну, как выйдет из-за решётки.

Старпома судна, Рамиля Хаметова, приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года. За злоупотребление должностными полномочиями осудили чиновников Госморречнадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова - 11 лет на двоих. Срок получил и старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов - 5,5 года заключения.

Три сестры из Волгограда, Нина Чеснокова, Татьяна Пешеходько и Лидия Анисимова, на "Булгарии" отмечали день рождения Татьяны. Женщина решила собрать родственниц таким вот необычным способом. В роковом рейсе Лидия не выжила.

Кириллу Чернову на пятилетие путёвку подарили дедушка и бабушка. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие. При крушении спасся только дедушка, Николай. 11 июля Кириллу исполнилось бы пять лет. На деньги, которые родители получили в качестве компенсации, решено построить детский парк в родном посёлке Красногорский Звениговского района республики Марий Эл.

Родители Алмаза Хайрутдинова, Риля и Айнур, отправились в Болгар в круиз. Больше оттуда они не вернулись. Бабушки смогли рассказать пятилетнему мальчику о произошедшем только спустя год после трагедии. "Спите спокойно, мамочка и папочка", - сказал мальчик, когда уезжали с могилы.

10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонул двухпалубный теплоход "Булгария". Катастрофа произошла в 2560 метрах от берега. На борту теплохода, выполнявшего туристический рейс Казань - Болгар - Казань, находился 201 человек. В условиях шторма судно получило крен вправо и за несколько минут ушло на дно. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. В числе погибших - капитан "Булгарии" Александр Островский. Выжили 79 человек. Большинство из них спас круизный теплоход "Арабелла". Два судна - сухогруз "Арбат" и буксир-толкач "Дунайский 66", проходившие мимо, не оказали помощи пассажирам и экипажу тонущей "Булгарии".

Теплоход (дизель-электроход) "Булгария" был построен в 1955 году на верфи в Комарно (Чехословакия) по проекту 785 и в последний раз проходил капитальный ремонт в 1980 году. Собственник судна - Камское речное пароходство (Пермь) - сдавал теплоход в аренду ООО "Бриз", которое, в свою очередь, передало его в субаренду казанской туристической компании ООО "Аргоречтур". Как выяснилось позднее, компания не имела лицензий ни на туристическую деятельность, ни на использование судов.

10 июля Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту затопления теплохода по ч. 2 ст. 263 УК РФ.

14 июля премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Ростехнадзору и Ространснадзору провести тщательное расследование катастрофы "Булгарии". 15 августа были обнародованы итоги проверки, согласно которым крушение теплохода произошло из-за совокупности нарушений - в частности, невыполнения судовладельцем и капитаном требований безопасности, низкой квалификации членов экипажа. Непосредственной причиной стало поступление воды через открытые иллюминаторы в условиях шторма.

Ликвидация последствий катастрофы обошлась государству в сумму около 500 млн руб., включая расходы на работу водолазов, спасателей и на подъем судна.

В связи с гибелью "Булгарии" уголовные дела были возбуждены в отношении пяти человек.

12 июля 2011 года было возбуждено дело в отношении гендиректора ООО "Аргоречтур" Светланы Инякиной и старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Инякина обвиняется в нарушении правил охраны труда (ч. 2 ст. 143), оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 238), нарушении правил эксплуатации водного транспорта (ч. 3 ст. 263), повлекшем смерть по неосторожности двух и более лиц. Ивашову, выдавшему разрешение на эксплуатацию теплохода в 2011 году, инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285) и неправомерная выдача документов (ч. 3 ст. 238).

15 августа возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главного госинспектора казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владислава Семенова и начальника казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева. Они выдали положительное заключение о готовности ООО "Аргоречтур" к перевозке пассажиров. Обвинение им предъявлено по статье "Злоупотребление должностными полномочиями" (ч. 3 ст. 285).

Выживший в катастрофе старший помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов обвиняется в нарушении правил безопасности судна, повлекшем крупный ущерб и смерть по неосторожности двух и более лиц (ч. 3 ст. 263). Хаметов, несший ответственность за исправность средств связи, не заявил перед выходом в рейс о неполадках на судне. В момент крушения на "Булгарии" отключилось электропитание, и капитан не смог сообщить другим судам о ЧП.

Инякина, Ивашов, Тимергазеев и Семенов находятся под стражей. В отношении Хаметова судом избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Также к ответственности были привлечены капитаны сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский 66" Александр Егоров, не оказавшие помощи пассажирам терпящей бедствие "Булгарии". Уголовное дело в отношении них было возбуждено 18 июля 2011 года по ст. 270 УК РФ. 26 декабря 2011 года Тучин решением Камско-Устьинского районного суда Татарстана был приговорен к штрафу в размере 130 тыс. руб. 28 февраля 2012 года Московский районный суд Казани приговорил Егорова к штрафу в 190 тыс. руб.

Расследование в отношении пяти обвиняемых велось почти два года.

6 мая 2013 года Московский районный суд Казани приступил к рассмотрению дела. 28 мая, после оглашения обвинительного заключения, четверо подсудимых - Светлана Инякина, Рамиль Хаметов, Яков Ивашов и Ирек Тимергазеев - вину не признали. Частично вину признал Владислав Семенов.

Дело о крушении теплохода слушалось больше года, заседания суда неоднократно переносились. Объем уголовного дела составил 96 томов. Были допрошены около 200 потерпевших, более 100 свидетелей. Проведено более 250 различных экспертиз, в том числе комплексная судоводительская инженерно-техническая судебная экспертиза, которая проводилась с августа 2011-го по март 2012 года в Волжской государственной академии водного транспорта.

6 марта 2014 года суд был отложен для проведения повторной судоводительской и инженерно-технической экспертизы. Провести ее было поручено сотрудникам Санкт-Петербургского государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова.

15 апреля в Московском райсуде Казани были оглашены результаты повторной экспертизы. Согласно ее выводам, к аварии привела совокупность фактов: неготовность судна к плаванию как по техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа, несоблюдение требований и правил безопасности судоходства командой, судовладельцем и контролирующими органами по подготовке судна к плаванию. Эксперты университета имени Макарова также согласились с выводами Ространснадзора о том, что "Булгария" была непригодна к выходу в навигацию в 2011 году.

25 апреля в ходе прения сторон прокурор потребовал для обвиняемых реальных сроков наказания в виде лишения свободы от 6 до 14,5 лет. Самый длительный срок, по мнению гособвинения, заслуживает Светлана Инякина.

24 июня потерпевшие по делу о крушении "Булгарии" заявили гражданские иски о компенсации морального вреда на сумму 201,6 млн руб. Сумма исков о возмещении материального ущерба составляет более 236 тыс. руб.

3 июля Московский суд Казани начал оглашение приговора по делу о крушении теплохода "Булгария".

Примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан . Основной причиной крушения стало то, что экипаж не задраил иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник крен.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Крушение теплохода «Булгария» на Волге

    ✪ ...жертвам трагедии теплохода "Булгария"....10.07.2011...

    ✪ "Трагедия на Волге". Пусть говорят. 11.07.2011

    Субтитры

История судна

Двухпалубный теплоход (дизель-электроход) «Булгария » был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (сейчас Slovenské lodenice Komárno a.s. ) в Комарно (Чехословакия , сейчас - Словакия) по проекту 785 во второй серии.

С момента постройки теплоход носил имя Украина , в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки - Горький , затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время - ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», генеральный директор - Валерий Незнакин , крупнейший акционер - Михаил Антонов ), порт приписки - Чайковский .

В 2000-2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз» (генеральный директор - Валерий Незнакин , которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор - Светлана Инякина) , которое имело плохую деловую репутацию и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки .

Крушение и последующие события

Теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань , 10 июля 2011 года затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана .

Согласно отчёту «Ространснадзора», «около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э „Булгария“ входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт». В результате угол крена составил 9 градусов. «При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом „на ветер“. Для этого рули были положены на 15T влево». В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло .

Два судна - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» - прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла» , экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питьё и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре» .

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъёму теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России , Министерства транспорта России , МВД России , Минздравсоцразвития и коммерческих структур, в том числе Севзапканат (была разработана уникальная оснастка для подъёма теплохода) . В итоге теплоход «Булгария» был поднят и транспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском Затоне . Параллельно были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечён к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:

В итоге, на стадии предварительного расследования все уголовные дела (за исключением уголовных дел возбуждённых в отношении капитанов Ю. Тучина и А. Егорова) были объединены в одно производство, а окончательные обвинения и статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, вмененные обвиняемым, уточнены.

Приговором Московского районного суда города Казани от 03-07 июля 2014 года все фигуранты уголовного дела признаны виновными в инкриминируемых им преступлениях (кроме С. Инякиной, которая была оправдана по излишне вмененной ст. 263 УК РФ). Подробнее в разделе .

Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие, и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова, были помещены под стражу.

Несколько ведомств представили общественности свои заключения по результатам проверок по факту крушения теплохода «Булгария» (см. раздел ).

Крушение теплохода «Булгария» имело большой общественный резонанс в России и остальном мире, что в свою очередь стало причиной начала массовых проверок в отрасли речного флота, в органах Речного регистра и Ространснадзора. Именно авария «Булгарии» активизировала процесс принятия закона об обязательном страховании ответственности перевозчика .

Память

На месте крушения установлен буй . Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе .

Родители пятилетнего Кирилла Чернова, погибшего при крушении теплохода «Булгария», объявили, что на компенсационные средства возведут детский городок вблизи посёлка Красногорский Республики Марий Эл .

Итоги расследования

Ространснадзор

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

  • в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
  • в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
  • в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
  • в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Манёвр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
  • в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утверждённых приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).

Следственный комитет Российской Федерации

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин :

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Распространенная в СМИ информация со ссылкой на результаты освидетельствования теплохода, проведенного Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра о том, что крушение «Булгарии» произошло по причине получения пробоин, не соответствует действительности. Следствие считает, что указание на анонимных экспертов намеренно используется для того, чтобы повлиять на общественное мнение с целью освобождения от уголовной ответственности должностных лиц, в отношении которых уже возбуждено уголовное дело, а также иных лиц, которые в ближайшее время могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Владимир Маркин после оглашения приговора фигурантам дела:

Отмечу, что следствием не просто установлены причины трагедии, но и предприняты меры по недопущению подобного впредь. Нельзя допускать, чтобы стремление к обогащению безответственных коммерсантов и продажных чиновников за счет здоровья, и тем более жизни граждан, оставалось безнаказанным.

Министерство транспорта Российской Федерации

Предварительная версия причины крушения теплохода «Булгария» - открытые иллюминаторы.

Общественная палата Российской Федерации

21 ноября 2011 года Общественная палата Российской Федерации представило заключение общественного расследования, из которого следует что экипажем не были приняты необходимые меры для подготовки судна к выходу в рейс, в соответствии с объявленным метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, в частности, экипаж «Булгарии» не обеспечил устойчивость судна, не задраил иллюминаторы, в том числе аварийные, не устранил поломку левого главного двигателя, а также не подключил средства связи к аварийным источникам питания, управление судном осуществлялось без учёта его реальной нагрузки, говорится в сообщении. Наличие начального крена судна на правый борт, появление дополнительного крена при повороте судна влево, а также порыв шквального ветра и волнение (на водоеме) привели к интенсивному поступлению воды в корпус через открытые иллюминаторы и, как следствие, к потере устойчивости и затоплению судна .

Суд

Арбитражный суд Республики Татарстан

9 августа 2011 года Арбитражным судом Республики Татарстан (судья Насыров А. Р.) Общество с ограниченной ответственностью «АргоРечТур» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (максимальное наказание за данное правонарушение) .

Выдержка из мотивировочной части решения:

Как усматривается из представленных по делу документов, 10.07.2011 г. в 13 часов 30 мин. на 1406.0 0 км водного пути Куйбышевского водохранилища, у н. п. Сюкеево (по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 6 часть 1 издания 2006 года) совершая рейс Болгары - Казань, пассажирский д/э «Булгария» с пассажирами на борту, в количестве 147 человек, и членами экипажа, в перегруженном состоянии, имея неисправности в силовой установке, с неукомплектованным экипажем, креном на правый борт, при осуществлении маневра поворота влево и вероятном усилении ветра в районе 82 осевого буя произошло опрокидывание на борт с последующим затоплением и большим количеством человеческих жертв.

Из результативной части решения:

Заявленные требования удовлетворить. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «АргоРечТур», зарегистрированного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Белинского, д.41, кв. (офис) 22, внесенного в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным № 1101690064464 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 50000 рублей.

Московский районный суд города Казани

По ходатайству потерпевших и других лиц, большинство из которых проживают в городе Казани, Верховным судом Республики Татарстан была изменена территориальная подсудность уголовного дела «О крушении теплохода „Булгария“» и в качестве суда первой инстанции был определён Московский районный суд города Казани.

6 мая 2013 года Московским районным судом города Казани начато рассмотрение по первой инстанции основного уголовного дела. Часть судебных заседаний, в том числе и оглашение приговора, переносились в Дом культуры «Юность», дабы была возможность вместить всех потерпевших, свидетелей и представителей прессы .

В период с 3 по 7 июля 2014 года (с перерывами) в Московском районном суде города Казани судьёй Якуниным С. Н. был оглашён приговор в отношении всех обвиняемых по делу .

Светлану Инякину - признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст.238 ч.2, 143 ч.3 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима . По ст. 263 ч.2 УК РФ оправдана. Рамиля Хаметова - признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.238 ч.2, 263 ч.2 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима. Меру пресечения в виде подписки о невыезде изменить - взять под стражу в зале суда. Владислава Семенова - признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.285 ч.3 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Якова Ивашова - признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.285 ч.3 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. По части 3 ст.238 УК РФ оправдан. Ввиду наличия акта амнистии - Ивашова Якова от наказания освободить. Освобождён из-под стражи в зале суда. Ирека Тимергазеева - признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.285 ч.3 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Кроме того, всем запрещено заниматься определенными видами деятельности сроком на 3 года. Удовлетворен гражданский иск потерпевших на общую сумму 50 000 000 рублей.

Верховный суд Республики Татарстан

2 апреля 2015 года Верховный суд Татарстана утвердил приговор по уголовному делу о крушении дизель-электрохода «Булгария». ВС принял решение усилить назначенное наказание Ивашову по ст. 285 УК РФ и исключить решение об амнистии из приговора. Ему назначено пять с половиной лет колонии общего режима с лишением права занимать должности в органах, надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, а также в речном Росрегистре сроком на три года, зачтя ему в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 12 июля 2011 года по 3 июля 2014 года. Суд смягчил наказание Инякиной, освободив её «за истечением срока давности уголовного преследования» от ч. 2 ст. 143 УК РФ, назначив ей наказание лишь по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) - девять с половиной лет колонии. В отношении остальных осужденных приговор оставили без изменения .

Основные участники событий, связанных с крушением теплохода «Булгария»

  • Инякина Светлана Георгиевна - генеральный директор и единственный участник Общества с ограниченной ответственностью «Аргоречтур», которое являлось субарендатором и эксплуататором теплохода «Булгария» в сезон 2011 года. Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст.143 УК РФ) .
  • Ивашов Яков - старший эксперт камского филиала Российского речного регистра , выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых Инякиной услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ).
  • Тимергазеев Ирек - начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимиргазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ).
  • Семенов Владислав - главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимиргазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ).
  • Тучин Юрий Владиславович - капитан сухогруза «Арбат», осуждён Камско-Устьинским районным судом Республики Татарстан по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей .
  • Егоров Александр Павлович - капитан толкача «Дунайский 66», осужден Московским районным судом города Казани по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 190 тысяч рублей .
  • Сафин Рашид - директор Казанского речного порта, уволенный с указанной должности 15 июля 2011 года «как допустивший выпуск теплохода „Булгария“ в круиз». Своё увольнение оспаривал в судебном порядке, однако суды первой и второй инстанции увольнение посчитали законным и обоснованным.
  • Островский Александр - капитан теплохода «Булгария», погиб при крушении теплохода «Булгария». В ходе поисковых работ на месте крушения, тело капитана Островского было обнаружено на капитанском мостике. Уголовное дело прекращено в связи с гибелью обвиняемого .
  • Рамиль Хаметов - выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». В ходе расследования уголовного дела был обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ)..
  • Храмов Александр Григорьевич - начальник отдела Волжского управления Госморречнадзора (Нижний Новгород), совершивший 22 августа 2011 года самоубийство в связи с увольнением с занимаемой должности. Александр Храмов проходил по делу о крушении теплохода «Булгария» свидетелем (таким же свидетелем, как до 15 августа 2011 года являлись Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов).
  • Лизалин Роман Евгеньевич - капитан теплохода «Арабелла» , организовавший, вместе , спасение выживших пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария». Впоследствии был награждён государственными и ведомственными наградами.
  • Чернышов Сергей Михайлович - генерал-майор юстиции, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, руководитель следственной группы, созданной для расследования уголовного дела, возбуждённому по факту крушения 10.07.2011 года теплохода «Булгария» .
  • Якунин Сергей Николаевич - судья Московского районного суда города Казани, рассматривавший уголовное дело «О крушении теплохода „Булгария“» по первой инстанции.
  • Антонов Михаил - крупнейший акционер ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», магнат. «Камское речное пароходство» опровергло слухи о бегстве Антонова за границу .
  • Незнакин Валерий - Генеральный директор ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» - владельца теплохода «Булгария».
  • ОАО Судоходная Компания «Камское речное пароходство» (Пермь) - собственник теплохода «Булгария», который не понёс ответственность, несмотря на действующее законодательство, согласно которому ответственность за ущерб, нанесённый от эксплуатации имущества, несёт юридический владелец имущества.
  • ООО «Бриз» (Пермь) - фирма, являющаяся фирмой-арендатором теплохода «Булгария», передавшая данный теплоход в субаренду ООО «Аргоречтур».
  • ООО «Аргоречтур» (Казань) - туристическая фирма, созданная Светланой Инякиной в конце 2010 года. Данное юридическое лицо по состоянию на 10.07.2011 года являлось действующим субарендатором теплохода «Булгария», полностью отвечающим за комплектование экипажа, текущие ремонт и содержание теплохода в надлежащем техническом состоянии.

Мнения о катастрофе

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

За это преступление должны отвечать не «стрелочники», кто бумаги подмахнул, а все, кто организует этот процесс… С тем чтобы в следующий раз любое должностное лицо, независимо от ранга, понимало, что ответственность за выход такого судна в море может быть не только дисциплинарной, но и уголовной. Эта уголовная ответственность должна воплотиться в весьма ощутимые меры наказания.

Необходимо разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая организаторов этого бардака, а не только «стрелочников», зиц-председателей и других случайных людей, которые попали в эту орбиту.

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой - примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё б ольшие катастрофы.

То, что произошло 10 июля с «Булгарией», без всякого преувеличения, потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности…

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

Валерий Незнакин, Генеральный директор ОАО "Судоходная компания «Камское речное пароходство», на следующий день после крушения теплохода «Булгария» :

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Светлана Инякина, директор ООО «АргоРечТур», до своего ареста заявила прессе (текст в редакции источника) :

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

Примечания

  1. По факту затопления пассажирского теплохода «Булгария» и гибели пассажиров Приволжским следственным управлением на транспорте Следственного комитета России возбуждено уголовное дело (неопр.) . Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ (11.07.11). Дата обращения 11 июля 2011. Архивировано 14 августа 2012 года.
  2. Против совладельцев «Булгарии» возбуждено уголовное дело за неуплату дивидендов государству
  3. ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» (КРП), зарегистрировано в 1993 году. 53 % акций принадлежит председателю совета директоров ОАО Михаилу Антонову через «Antonov Group - F.Z.E.», зарегистрированную в Объединённых Арабских Эмиратах . 32,13 % от уставного капитала принадлежит государству. Согласно отчётности ОАО, оно сдает шесть своих судов, в том числе «Булгарию», в аренду ООО «Бриз» (г. Пермь), учредителем которого также является Михаил Антонов. ООО «Бриз», в свою очередь, передало данное судно в субаренду ООО «АргоРечТур» (г. Казань), руководителем и учредителем которого является Светлана Инякина Владелец «Булгарии» уже находится под следствием. Газета «Коммерсантъ», № 125 (4666), 12.07.2011, 2-я полоса
  4. СК нашел виновников катастрофы «Булгарии», а СМИ и блогеры владельца - миллионера-единоросса , Newsru.com, 12.07.2011.

Мы начнем с чрезвычайного сообщения из Татарстана - там на Куйбышевском водохранилище потерпел крушение теплоход "Булгария" на борту судна, по предварительным данным, находились 188 человека, 85 человек были спасены, точно известно о гибели одного человека, около 100 человек пропали без вести.

Точных цифр, к сожалению, нет, информация из разных источников поступает противоречивая. Теплоход затонул в 3 километрах от берега. Точно известно о том, что на борту круизного судна находились семьи с детьми, что явилось причиной крушения теплохода - пока не ясно, но это крушение - крупнейшая речная авария в новейшей истории России.

Теплоход "Булгария" вышел накануне вечером из Казани в город Болгары. Это административный центр Спасского района Татарстана. Он расположен на берегу Волги, в 140 километрах южнее столицы республики. Сегодня в 7 часов судно прибыло в пункт назначения и в 11:00 отравилось обратно.

Как сообщил начальник пресс-службы Приволжского регионального центра МЧС России Олег Зугеев, в 13:58 в Центр управления кризисной ситуации по республике Татарстан поступило сообщение о том, что в Камско-Устьинском районе у деревни Сюкеево затонул теплоход "Булгарин". По его словам, на месте работает оперативная группа МЧС, катера государственной инспекции по маломерным судам, также к месту трагедии вылетел вертолет Ми-8 с водолазным оборудованием и четырьмя спасателями на борту, готовится к вылету вертолет Ми-8 с оперативной группой Приволжского регионального центра МЧС России.

На сайте МЧС были опубликованы фотографии, на которых видно, как спасатели прочесывают акваторию рядом с местом крушения. На воде - какой-то синий предмет, очень похожий на трап, который используется на средних речных судах для схода на пристань. Здесь же на воде - спасательные плоты. Каждый из них рассчитан на 20 человек.

Очевидцы говорят, что в момент катастрофы шел сильный дождь и сверкали молнии. Волнение при этом на Волге было небольшим.

В Казани в речном порту вывесили от руки написанный список тех, кто был спасен. Именно этих людей взял на борт теплоход "Арабелла". Он первым пришел на помощь тем, кто оказался в воде. Представитель компании, которая владеет этим судном, сообщила, что среди спасенных, по меньшей мере, 7 детей младшего школьного возраста.

О том, как произошла катастрофа, пока говорить рано. Известно только, что судно "Булгария" ранее неоднократно задерживало рейсы именно по техническим причинам.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария" был построен в 1955 году в Чехословакии. В прошлом по Волге курсировали несколько десятков подобных судов. Сейчас, говорят специалисты, их осталось всего лишь 3. В конструкции этого корабля не предусмотрены так называемые отсеки безопасности. То есть в них трюм не разделен на части водонепроницаемыми перегородками.



Copyright © 2024 Туристический портал - Weekendincity.